Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Дымковские войны: Империя наносит ответный удар

23 февраля 2012
510
Дымковские войны: Империя наносит ответный удар
Источник фото: -

Конфликт дымковских мастериц и руководства, в который включилась полиция, грозит упадком традиционного вятского промысла.

Дымковскому промыслу угрожает упадок. Так можно охарактеризовать оценку ситуации, которая сложилась в традиционном вятском промысле, председателем вятского регионального отделения Союза художников России Сергеем Горбачёвым. Это и аналогичные заявления побудили нас заняться чем-то вроде журналистского расследования.

Где-то в далёкой-далёкой галактике

 В музее дымковской игрушки нас встретила председатель правления общественной организации, призванной развивать этот промысел, Надежда Менчикова.

Пасторальная картинка, которую мы изобразили в ролике, только внешний глянец, который скрывает конфликт, длящийся уже не один год.

 

Что за парадным фасадом

Но в первую очередь следует оговориться, Кировская область — один из уникальных регионов, где существуют два отделения: региональное и городское. Городское отделение Союза художников России было создано для развития дымковского промысла (далее городское отделение или «Народный промысел»), но на протяжении многих лет в областном отделении были зарегистрированы практически все дымковские мастерицы-члены союза художников.

Только несколько месяцев назад, после дисквалификации прежнего председателя городского отделения Светланы Житлухиной, отделение обзавелось членами. Нескольких мастериц, близких, как утверждают информированные источники, к прежнему и нынешнему руководству народного промысла, перешли туда из областного отделения, остальных просто не известили. До этого это была фактически частная фирма, управлявшая имуществом в виде здания в центре Кирова на Свободы, 67, которое было передано ему в оперативное управление при создании.

 

Противостояние

Мастерица работала в «Народном промысле» на основе трудового договора и получала зарплату в половину стоимости произведённых игрушек. Надежда Менчикова рассказала, что несколько мастериц недовольные прежним руководством начали саботировать работу предприятия, постепенно сокращая количество сдаваемых игрушек. В 2010 году многие мастерицы вместо плановых 40-50 игрушек сдавали меньше 10 в месяц. В результате у предприятия возникли «выпадающие доходы».

Означает ли это, что «оппозиционные» мастерицы производили меньше дымки? Нет, произведённые с помощью оборудования (речь идёт в первую очередь о печах) игрушки продавались на сторону. Их сбытом занималась одна из ранее ушедших из организации мастериц.

— Она приходила в день сдачи работ, отбирала самые лучшие игрушки, за которые тут же рассчитывалась наличкой. А всё что оставалось предоставляли художественному совету. Это продолжалось весь 2010 год,— рассказала Kirovnet.ru сегодняшняя руководительница «Народного промысла». Магазин для сбыта «контрафактной» игрушки был открыт в соседнем здании, которое находится в оперативном управлении регионального отделения СХР.

Чтобы обеспечить работу предприятия руководство «Народного промысла» решило изменить схему взаимодействия с мастерицами. Им вменялось в обязанность производить определённое количество игрушки, доходы от продажи которой должны были идти на покрытие издержек. Доходы от дополнительно произведённой игрушки шли на выплату зарплаты. Эта система не понравилась.

— Кто-то из мастериц, которые, скажем так, покинули нас в начале этого года, уволился очень давно, кто-то в 2008, но основная часть ушла в начале 2011 года, постепенно, друг за другом,— сообщила Kirovnet.ru Надежда Менчикова.

Но увольнение не означало смену места работы. Увольнявшиеся мастерицы продолжали пользоваться мастерскими как члены Союза художников России с оплатой помещений по льготным расценкам. Договор был заключен на первую половину 2011 года. Но мастерицы регулярно нарушали его условия, несвоевременно осуществляли выплаты. Накопившийся общий долг руководство «Народного промысла» оценило в 100000 рублей. Условия вновь предложенных на вторую половину года договоров мастериц не устроили. После чего, в начале текущего года мастерицам было предложено покинуть помещение. Начался новый виток конфликта.

 

Империя наносит ответный удар

13 января 2012 года руководством «Народного промысла» было подано заявление в УБЭП, в котором конкуренты обвинялись в незаконном использовании термина «дымковская игрушка», поскольку считает, что имеющийся у «Народного промысла» патент даёт исключительное право на производство и продажу дымковской игрушки.

С такой позицией не согласен председатель регионального отделения Сергей Горбачёв:

— Претензии о том, что мастерицы, члена Союза художников, которые вступали в Союз, как мастерицы дымковской игрушки, делают не дымковскую игрушку, вызывают у меня удивление. Дымковская игрушка — это жанр народного искусства. Мы можем, например, зарегистрировать за издательством торговую марку «Литература». Что, после этого, всё что было написано до того и после того не будет являться литературой? Нет, литература это вид искусства, мы не можем запретить пользоваться этим словом как названием жанра. Это очевидно. Это касается и дымковской игрушки.

 

Юрист, специализирующийся, в том числе и на авторском праве, к которому обратился Kirovnet.ru также отметил, что патент, который есть у «Народного промысла», даёт исключительное право только на установку зарегистрированного товарного знака на дымковской игрушке и при производстве некоторых других товаров и услуг. Другими словами, если мастерицы, которые обвиняются в нарушении авторских прав, ставили данное клеймо на свои игрушки, они нарушили закон, если нет, то ни о каком незаконном использовании товарного знака речи идти не может.

Интересна позиция полиции по этому вопросу. Официально уже было объявлено, что уголовное дело по заявлению Надежды Менчиковой не было возбуждено из-за отсутствия состава преступления. Это написано «крупным шрифтом», но, если прочитать весь текст постановления, копию которого руководитель «Народного промысла» предоставила для ознакомления репортёру Kirovnet.ru, всё куда интересней.

УБЭП не возбудил уголовное дело только потому, что посчитал причинённый ущерб слишком незначительным. Но полицейские чиновники признали наличие «преступных действий». Сейчас руководство «Народного промысла» может заявлять: «у нас есть официальный документ, где написано, что только мы можем продавать дымковскую игрушку». Конфликтами в творческих организациях никого не удивишь, но когда в подобные войны втягиваются правоохранительные органы.


 

— Мастерицы рассказывали о том, что происходило в ходе разбирательства. Иначе как оказанием давления я это не могу назвать. Когда мастерицы задали вопрос о том, что делать, я однозначно сказал, что в любом суде они докажут, что делают дымковскую игрушку и имеют на это полное право,— прокомментировал ситуацию Серей Горбачёв.— Либо люди из ОБЭП совершенно некомпетентны. Но я не очень верю в абсолютную некомпетентность этих людей. Тогда возникает вопрос, зачем они изображают эту некомпетентность? Таким людям тоже не место в органах!

 

Закат традиции?


 

Сейчас несколько десятков мастериц вынуждены прервать работу. Производство «вятского бренда» снизилось, а площади, на которых могла бы создаваться дымковская игрушка, сдаются в аренду. Как скоро ушедшие мастерицы восстановят производство, и насколько они смогут работать без промышленных печей, тоже не ясно.

Не лучше ситуация и в «Народном промысле», как рассказала Надежда Менчикова, средний возраст мастериц, оставшихся там, около 50 лет. Но чтобы вкладываться в подготовку молодых кадров, предприятие должно быть уверено в их лояльности. Каким бы ни было желание «Народного промысла» установить монополию в производстве дымки, это маловероятный вариант развития событий.

Конечно, традиционный вятский промысел завтра не умрёт. Но постепенный упадок без притока новых мастериц вполне определившаяся тенденция. Если областная власть областная власть организует подготовку мастеров дымковской игрушки на базе художественного училища и поможет им в дальнейшем карьерном росте с помощью тех же выставок, то традиция будет жить. Если нет, всё будет зависеть от рынка и не простых человеческих взаимоотношений.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector