Советский пин-ап в «Галерее Прогресса»
1 апреля 2012 г. кировская «Галерея Прогресса» отметила год со дня своего открытия выставкой нижегородского художника Валерия Барыкина.
Юмор автора — это не успевшие уже всем надоесть гэги. Он основан на тонко подмеченных ситуациях с которыми зрители сталкиваются в реальной жизни. Валерий Барыкин в своем творчестве встраивает эстетику американского пин-апа в советский социальный плакат. Работы тем самым приобретают иное звучание. Выполненные в стиле советского плаката, они вроде бы призывают людей к социальной активности — трудовым подвигам, уважению труда, дисциплине и самоконтролю. Однако основной персонаж – это не идеологически выверенный «строитель социализма», но сексуальная девушка с внешностью классической пин-ап героини.
Напомним, пин-ап – это искусство настенного плаката с изображением полуобнаженной девушки, зародившееся в США в 30-40-е годы прошлого столетия, получило широкое развитие в 50-е и популярно до сих пор. В наше время большинство пин-ап иллюстраций создаются в эстетике тех лет, когда он только зарождался.
Эротический подтекст плакатов «Уважайте труд уборщиц», «Не злоупотребляйте спиртными напитками», «Работник ЖКХ! Даешь качество обслуживания на своем участке» легко считывается, и на волне ностальгии по советскому культурному символизму обеспечивает картинам-плакатам неподдельный интерес со стороны зрителей. Пришедшие на открытие выставки посетители искренне улыбались, без труда находя аналогии сценкам с картин Валерия Барыкина, если не в реальной жизни, что в своих фантазиях. Чтобы достичь какого-то эффекта в отдельной картинке он легко преодолевает временные рамки. Сознательного стремления привязать работу к какой-то конкретной эпохе у Валерия Барыкина нет. Это слишком однобоко, считает художник.
— В конце концов я сам заскучаю от этого. Я «плаваю» по этим годам в зависимости от того, какое настроение,— таково творческое отношение к прошлому нижегородского мастера.
— Большинство работ, кроме четырёх, сделаны с помощью графического планшета и нарисованы в «фотошопе»,— поделился секретом в разговоре с корреспондентом Kirovnet.ru Валерий.— Но несколько работ мне заказали в материале. Это гораздо дороже, но люди любят, например, масло. Вот работа «Приходи к нам на стройку!» изначально была сделана в масле. Только потом я её сфотографировал и перевёл в цифру. Или работа «Передавай опыт молодым!» была заказана в масле известным телеведущим Андреем Малаховым в масле.
О том, насколько состоятельные кировчане готовы поддерживать современное искусство Kirovnet.ru поинтересовался у директора «Галереи Прогресса» Натальи Пышко:
— У нас есть единственный коллекционер, который действительно пытается как-то поддержать современное искусство — это Никита Белых. Он и при открытии галереи купил три работы по настоящим ценам. И тут недавно был, интересовался: «Что можно у вас купить, чем вас можно поддержать». Мы частная организация и в этом огромный плюс. Мы делаем что хотим. А государственные организации связаны по рукам и ногам.
Представителей кировского незатейливого линейного бизнеса, который создан только для личного обогащения не интересует, есть ли на Вятке хорошие художники, какая у нас сейчас выставка. Их первый вопрос: «А где вы деньги берёте?» Но не всё в деньгах измеряется. Если через эту галерею я знакомлюсь с новыми художниками, новыми музыкантами, это меня обогащает духовно.