Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

«Вятлаг» Павловича заканчивается. Послевкусие…

18 октября 2013
610
«Вятлаг» Павловича заканчивается. Послевкусие…
Источник фото: -

 Борис Павлович, режиссер Театра на Спасской, покидает Вятку громко и красиво. 

Он оставляет кировчанам любимые спектакли и премьеры. В воскресенье, например, Павлович представит в  «Галерее Прогресса» экспериментальную постановку от Драматической лаборатории  «Моя война». На этой неделе стартовал финальный фестиваль.  

Прежде чем рассказать о премьере, хочу отметить,  что с большим уважением отношусь к людям, которые приходят на такого рода действа. Мне кажется, что для этого нужно иметь специальный настрой, тогда игра актеров воспринимается более гармонично. На постановки Павловича приходит кировская богема. Юбки в пол, цветастые палантины, нереально обмотанные вокруг шеи, мужчины в черном, женщины в цветных кедах и с рюкзаками — необычная публика. Я смогла блеснуть только блузой в горох и саквояжем, но все же смотрелась достаточно серо на фоне кировских театралов.

Да простит меня местная богема, но в Драматической лаборатории я была впервые. Здесь есть своя, особая, неторопливая атмосфера. Гости, которые вальяжно расхаживают с большими кружками кофе, любуясь тут же организованной выставкой. Мама с ребенком в «слинге», малыш тоже внимательно смотрит сначала на работы Елены Авиновой и Екатерины Андреевой, а потом, почти не пикнув, в течении часа слушает Бориса Павловича.

Вернемся к «Вятлагу». Мне думается, что только Павлович может сделать так, чтобы чтение текста с обрывков бумаги превратилось в культурное событие для города.

Для тех, у кого образное мышление развито достаточно, опишу, что во время всего спектакля артист сидит за столом и достает из шкатулки небольшие бумажки. На каждой из них описан один день из жизни латыша Артура Страдиньша. Павлович играет роль политзаключенного, Евгения Тарасова – жену узника Вятлага Мирдзу.  Это неслучайно. Евгения — жена арестованного по «Делу 6 мая» Леонида Ковязина, также актера драматической лаборатории. Как раз в помощь ему организован этот спектакль.

Громкий шепот среди зрителей — и я узнаю о том, что Евгения на самом деле фиктивная жена Леонида, и их брак заключен в СИЗО будто бы только затем, чтобы при судебных разбирательствах у Ковязина были определенные послабления. Но это всего лишь слухи, что добавляют «перчинку» ко всему происходящему.

Политзаключенный  «Вятлага» Артур Страдиньш, роль которого исполняет Борис Павлович, говорит всем, что он курильщик.  Ему по разнарядке выдавали табак,  он разворачивал папиросы, на табак выменивал хлеб, а на бумаге писал свой дневник.

С  1941 года Артур пребывал на Вятской земле в окрестностях п. Лесной Верхнекамского района на кайских болотах. В Вятлаге он пробыл около 10 лет, а вот записи вел в первые три года. Его фотографии не сохранились. А вот дневник удалось передать «на волю» с товарищем. Есть еще вот такие исторические фото реального Вятлага.

Евгения Тарасова замечательно поет народную песню на родном языке Страдиньша , от чего становиться тоскливо и тревожно. Я часто бываю в Верхнекамском районе и вижу эти черные кресты братских могил латышей и эстонцев. За ними до сих пор кто-то ухаживает. От этого я чувствую себя сопричастной ко всему происходящему. Мне даже удалось записать кусочек латышской народной песни.

Павлович читает о том, как заключенные находят личинок и съедают их – и о том, как это было вкусно и питательно; о том, как  ходят в лес за дощечками для бочек или на распилку дров. В лагере ежедневно умирает по 10 человек, и все,  с кем успевает сблизиться Артур, погибают в нечеловеческих муках. Сам  политзаключенный болеет почти каждый месяц. Только летом выпадает несколько  дней, когда узникам  дают передышку.  Они ищут землянику и загорают. В этот момент Борис Павлович снимает белую рубашку. Встает навстречу солнцу, а Женя поет.  


 

В записях политзаключенного есть по настоящему страшные истории. Например, о том, что труппы «зэков» хоронили в братских могилах на просеке и, поначалу, ставили кресты с фамилиями тех, кто захоронен, а потом погибших стало так много, что делать это перестали. Описывает случай, когда заключенные доставляли труп до могилы. Он был не похож на человека, это кости, обтянутые кожей. Но нести его было тяжело, потому что сами заключенные сами были похожи на трупы, только что могли двигаться.

Страдиньш вспоминал о родине, тосковал о жене и часто видел сны про родной дом. После 10 лет лагерей, последние из которых были сибирскими, Артур там обосновался. К нему приехала жена, и они завели корову, организовали пасеку и посадили розы. На родину они вернулись более, чем через 20 лет.

Во время всего чтения зрители слушают с тихим вниманием. Никто даже не думает комментировать  чуть монотонное чтение Павловича. Потому что здесь все его друзья и поклонники. В финале — долго аплодируют. «Вятляг»  Павловича заканчивается, как и пребывание на нашей земле. Постановка «Вятлаг» для кировских зрителей была подарком и ставилась в городе в последний раз.

Фото с сайта: oteatre.info.ru, proartinfo.ru , teatral-online.ru

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector