Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Кировскую область спасут дирижабли?

05 декабря 2013
1100
Кировскую область спасут дирижабли?
Источник фото: -

Авиатранспорт будущего: всё новое — это хорошо забытое старое. «Даже дирижабль из червонного золота даст приличный процент прибыли», — Константин Циолковский.

Насмотревшись на занесенные снегом улицы, зимние пробки и бездорожье, мы задумались, как решить транспортную проблему города и области. И наткнулись на неожиданное решение…Перспективы дирижаблестроения поистине очень радужные: более медленные, чем самолёты и вертолёты, они всё же быстрее и экологичнее поездов и могут с лёгкостью их заменить. При развитии грузовых и транспортных дирижаблей появится возможность добраться до самых дальних уголков не только Кировской области, но и страны. Позволят дирижабли и решить проблемы с электричками из населённых пунктов области, которые РЖД постоянно грозится закрыть, а также проблемы с доставкой почты в другие города, например, в Казань, куда сейчас письма ходят через Москву, а также в маленькие сельские поселения, куда в данный момент ездит машина, которая то и дело ломается.

И это все не шутки, уже сейчас дирижабли вовсю используются для патрулирования МКАД в Москве. А при более массовом производстве и строительстве большого числа небоскрёбов в городе или дирижабельных мачт может стать экономически оправданным их использование в качестве общественного транспорта, не говоря уж о возможности экскурсий на дирижаблях.Что мы знаем о дирижаблях? Наверняка при слове “Дирижабль” или, как его ещё называют, “Цепеллин” вы представляете себе огромный сигарообразный шар с кабиной, в которой ютятся пилоты и пассажиры. В массовом сознании, дирижабль — это забытая технология, медленно летающий, крайне опасный, непригодный ни для чего полезного летательный аппарат. Однако, как оказалось, все эти годы инженеры о дирижаблях не только не забывали, но и всячески их развивали. И теперь дирижабль — это вполне современное, экологичное, безопасное воздушное судно, способное без особых проблем заменить вертолёты.

История дирижаблестроения в новейшей истории России начинается на закате перестройки, когда КБ “Термоплан” на Ульяновском авиазаводе построила уникальный по конструкции газо-тепловой цепеллин “Россия” в виде летающей тарелки. При объёме 10 660 кубических метров и диаметре диска 40 метров летательный аппарат был лишь прототипом грядущего дирижабля размером с футбольное поле и грузоподъёмностью более 500 тонн. При успешных испытаниях такого “тарелочного дирижабля”, его создатели намерены были расширить модельный ряд за счёт новых модификаций с разной грузоподъёмностью. Подобные дирижабли, которые могли преодолеть 5 тысяч километров без дозаправки при скорости 140 км/ч были бы очень востребованы, однако этим планам не суждено было сбыться. В 1993 году, когда дирижабль был выведен на аэродром, из-за порывов ветра и непрофессиональных действий техников конструкция “России” деформировалась и оболочка порвалась, после этого проект был навсегда закрыт.

Однако, не “Термопланом” единым жило российское авиастроение. Так, с 1991 года в России действовала организация “Воздухоплавательный центр “Авгуръ”, которая вплоть до 1997 года занималась созданием бескаркасных дирижаблей — блимпов, пока их проектирование и производство не было выделено в отдельную дочернюю компанию “Авгуръ — РосАэроСистемы”. Отказ от каркаса превращает дирижабль в подобие огромного мяча для пляжного волейбола, однако при этом существенно снижает его массу, а значит и размеры. Уже в 2001 году компанией было создано одноместное радиоуправляемое судно “Аист” и уже на его основе к 2006 году РосАэроСистемы выпустили огромный 10-местный блимп, ставший крупнейшим бескаркасным дирижаблем в мире. При объёме оболочки аппарата  5 200 куб. м, длине 54 м, массе полезной нагрузки 1500 кг, максимальная скорость полёта составила 90-110 км/ч, а его  дальность превысила 1600 км. Первые два экземпляра были закуплены РАО ЕЭС для инспектирования целостности ЛЭП, также специально для их содержания во Владимирской Области был построен дирижабледром “Киржач-Д”. На сегодняшний день у двух блимпов, стоящих в эллинге дирижабледрома, выработан ресурс. Без капремонта они пока не летают.

 

Как же летают современные дирижабли? Оказывается, за прошедшие после крушения дирижабля “Гинденбург” годы безопасность и техника полёта сильно изменились в лучшую сторону. Теперь под оболочкой дирижабля находится не взрывоопасный водород, а инертный гелий, который не горит и не вступает ни в какие химические реакции. Но и это ещё не всё, под оболочкой дирижабля также находятся баллонеты — мешки из воздухонепроницаемой материи, в которые нагоняется забортный воздух. Если в них набирается воздух, баллонеты расширяются, оставляя гелию меньше пространства под оболочкой, в связи с чем его плотность увеличивается и из-за уменьшающейся архимедовой силы происходит снижение летательного аппарата. Обратный процесс происходит при стравливании воздуха из баллонетов. Так, за счёт различного объёма воздуха в носовом и хвостовом баллонетах можно наклонять дирижабль в воздухе, а за счёт сложного рулевого управления и множества двигателей можно добиться появления подъёмной силы и лететь даже с небольшим перегрузом.

Что же ждёт дирижаблестроение в будущем? На картинке выше изображена высотная платформа “Беркут”, подобный беспилотный дирижабль с полезным грузом на борту может удерживаться в заданном квадрате стратосферы на протяжении многих месяцев, питаясь энергией за счёт солнечной батареи. Такая разработка весьма интересна военным и сотовым операторам. Однако, пока что это лишь только проект, как и грузовые дирижабли. Казалось бы, чего сложного, скопируй конструкцию того же “Гинденбурга”, заполни оболочку гелием и пусть себе летает, возит грузы или пассажиров, всё дешевле, чем наши поезда, но нет, на территории бывшего СССР ни одного такого дирижабля так и не было выпущено, а жаль.


Особняком стоит дирижабль в виде горизонтального крыла от омского конструктора Вячеслава Шалаева. Согласно его заявлениям, дирижабль сможет брать на борт до 2500 тонн груза, летать на высоте от 2000 до 12000 метров при скорости от 150 до 450 км/ч. Причём, опять же, по заявлениям конструктора, делать это дирижабль может при любой погоде, даже при ураганном ветре. Стоимость перевозки грузов дирижаблем «ША» составит не более $0,16 за тонно-километр, что кажется сегодня фантастикой. Однако, для запуска производства дирижаблей Шалаев заявил о необходимости предоставить его команде инвестиционное обеспечение в сумме €2,5 млрд. Сегодня, проект транспортника «ША» в ожидании денег, а потому — не реализуется.Так стоит ли возрождать дирижабельный флот? Какие перспективы использования дирижаблей в Кирове видите вы?

Владимир Клабуков

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector