Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

20 июля 2014
4190
История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции
Источник фото: -

Любопытнейший пример ведения бизнеса и конкурентной борьбы можно обнаружить на Вятке в конце 19 начале 20 века. 

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции «30 июля 1901 г. Понедельник.

Встали поздно, вышли на площадку и что же? Волги совершенно не видно из-за страшного дыма, перед нами сплошная стена дыма. Это всё горят леса. От дыма как-то себя скверно чувствуешь, но скоро мы к нему привыкли. Пароходы шли, и всё время давали тревожные свистки… Часов в 7 пришёл Булычевский пароход, на котором Коля Голь и Рутницкий уехали. По правде сказать, я была очень рада, что они уехали, без них как-то лучше. Вечером Сара, Серёжа, Лена и я ещё долго сидели на площадке и разговаривали.»

Эту запись в дневнике 14-летней девочки Анны Аллендорф (1886 г.р.), учащейся Нижегородского Мариинского Института благородных девиц, можно расценивать как документальное свидетельство важности пассажирских перевозок по Волге, Вятке и другим рекам в то время, так как другого, более полноценного, транспортного сообщения между Нижним Новгородом, Вяткой и Казанью не было. А также свидетельства жесткой конкуренции между владельцами пароходов: Тихоном Булычевым и его главным конкурентом Яковом Тырышкиным.

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

Какие выгоды может принести судоходство быстро смекнули вятские судовладельцы.

Но перенесемся на полвека назад, чтобы посмотреть, как все начиналось. Первое пароходное товарищество в Вятке было организовано в 1858 году вятскими купцами А. Куклиным, В. Столбовым и орловским купцом И. Чудиновских. Именнно они в складчину приобрели первый вятский пароход. В город он прибыл в 1861 году и назывался «Вятка»…не слишком оригинально, но названия пароходов — это вообще отдельная история. Судовладельцы использовали Вятку для буксировки. Пароход имел длину около 20 сажен и мощность в 50 лошадиных сил. Это событие положило начало регулярному пароходному движению по реке. Пассажирские перевозки появились лишь с 1873 .«Пароходное дело» отдельно от всех уже известных судовладельцев в 1863 году открывает орловский купец первой гильдии, до этого — крупный торговец «к Архангельскому порту»(а также прадед Егор Никитич вел загарничную торговлю через архангельский порт) Филипп Тихонович Булычёв. Вскоре семейный бизнес возглавляет сын Тихон Филиппович.

«Со скандала началась известность Тихона Филипповича Булычева. В 1869 г. его отец, орловский первой гильдии купец Филипп Тихонович, проверяя кассу 22-летнего сына, обнаружил недостачу более 2000 рублей. В краже заподозрили 19-летнего лакея Андриана Сунцова, вскоре сознавшегося, что он незаметно от хозяина брал деньги».

В родном городе Орлове молодого купеца Тихона Филиппович январе 1876 г. избрали городским головой, сменив на этом посту отца. Только приняв дела, он проявил самоуправство и уволив секретаря А. Н. Ипатьева. Для последнего увольнение оказалось тяжелым душевным потрясением.

На страницах «Вятской незабудки» — сборника обличительных статей о злоупотреблениях местных должностных лиц, появилась статья под названием «Орловский эксперимент». Там рассказано, как на заседании Думы оскорбленный несправедливым увольнением Ипатьев выстрелил из револьвера в обидчика. «К счастью, пуля прошла мимо и попала в ободок венского гнутого кресла… По мнению экспертов, у Ипатьева было очень сильное возбуждение нервной системы. Присяжные признали его невиновным».

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

После этого поучительного происшествия Т. Ф. Булычев отказался от должности, переехал в Вятку и полностью посвятил себя делам пароходства.

На ул Преображенской Булычев-отец открыл в еще апреле 1871 г. контору своего пароходства, а через год появилось первое объявление «Пароходства потомственного почетного гражданина орловского первой гильдии купца Т. Ф. Булычева в Вятке». Собственное предприятие Тихон Булычев развивал с завидной энергией, постепенно, но уверенно тесня конкурентов.

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

Одним из главных конкурентов судовладельца Тихона Булычева стал Яков Тырышкин. Его пароходство появилось в начале 1880-х годов и довольно быстро развивалось.

«Если Т. Ф. Булычев происходил из родовитого купечества, именовался от рождения потомственным почетным гражданином, то Тырышкин выходец из крестьян Вятского уезда, материального благополучия добился собственным трудом. Уступая Булычеву в образовании (всего три класса Быстрицкой сельской школы), он явно превосходил последнего в предприимчивости. Судите сами: в 1855 г. Тырышкин занялся извозным промыслом, в 1870 г. он уже купец второй гильдии, а в 1881 г. основал буксирное пароходство и стал купцом первой гильдии».

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

В чем точно Тырышкин и Булычев не были конкурентами, так это во внешнем облике. Тихон Филиппович одевался изысканно, по-светски, слыл англоманом. За его высокий рост, острую бородку и стремительную походку воспитанники мужской гимназии, попечителем которой он был, называли его «Дон Кихот».

Тырышкин выглядел проще: «Это был не человек современной моды, — писал хорошо знавший его Н. Озеров, — а простой степенный русский мужик в длиннополом кафтане и сапогах».

Оба судовладельца налаживают пассажирские и грузовые перевозки от Нижнего Новгорода до Казани. Тихон Булычев унаследовал от отца дело в Нижнем. На Стрелке была организована пристань (левый берег Оки при впадении ее в Волгу). Оттуда с 1874 г. отправлялись на Казань пароходы «Ф. Булычев» и «Почетный». Сообщение между Н. Новгородом ограничивалось временем проведения ярмарки, с 15 июля она продолжалась 2 месяца(при отсутствии железной дороги водный путь на ярмарку для предпринимателей того времени был самым выгодным). В это время увеличивался поток пассажиров и товарооборот.

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

Именно в этих портовых складских помещениях в Нижнем Новгороде находились склады и конторы вятских пароходчиков. 

Тихону Булычеву для ведения дел нужна была контора в Нижнем Новгороде. В газетных объявлениях сообщалось, что по всем вопросам обращаться можно «на баржу г. Булычева на Сормовской пристани»

Путеводитель «Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде» сравнивал с важнейшими в мире пристанями Сибирскую и Санкт-Петербургскую, потому что здесь находились склады и конторы самых успешных пароходных обществ.

Эти места выбраны неслучайно, они находятся вблизи расположения Нижегородской ярмарки — сердце торгово-предпринимательской деятельности. Вот и Булычев открывает на Стрелке свою контору. Проектирует и строит 2-х этажное здание (есть предположение, что здание сохранилось на территории современного НН). Сметливый Булычев увидел еще один плюс в строительстве конторы именно на этом месте: в нескольких сотен метров располагалось здание Нижегородской биржи.

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

Здание, где прежде располагалась Нижегородская биржа. 

Кстати, в этом же путеводителе по Нижегородской ярмарке писали: «Ныне Нижегородская биржа почти сплошь состоит из пароходчиков. Интересно взглянуть на Биржу в часы собраний, около 12 часов дня и 8 часов вечера. Широкая лестница вся заполнена биржевиками, не менее народа и в зале…Здесь всех увлекло пароходное дело, выросшее сильным взмахом, как в пору бы в Америке…Когда дела тихи, на Бирже нет оживления, все молча стоят или мирно беседуют; но когда все в движении, значит стало крепче или получены важные вести об уровне воды, о перекатах».

В путеводителе же на плане указано какие пароходные сообщества и склады расположились по- соседству с Булычевым. Почти рядом на Санкт-Петербургской пристани была контора главного вятского конкурента Якова Тырышкина.

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

Здание, где располагались склады Якова Тырышнина в Нижнем Новгороде.

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

Здание, где, предположительно, находилась контора Якова Тырышкина в порту Нижнего Новгорода.

Вятские судовладельцы периодически снижали цены на билеты и фрахт за перевозку грузов. Основная борьба развернулась за переманивание самого массового пассажира третьего класса. Про Тырышкина говорили, что у него в придачу к билету третьего класса в кассе давали булку-копейку, а по праздникам стопку водки. Судовладелец устанавливал 50{2c9f5a9acbd0926bbe8a0d926aa2950b908768febc48b35b0937e3e268547932}-ную скидку для сельских учителей и учащихся.

Современники вспоминают, что соревнования между двумя крупными вятскими пароходовладельцами развернулись нешуточные.

У Булычева всегда было больше пароходов. Когда Тырышкин имел 3 — Тихон Филиппович покупал уже 9-й. Якова Тырышкина называли более человечным судовладельцем, на его судах с уважением относились к матросам, а капитанов специально обучали и особенно ценили.

Порядки в пароходстве Булычева были строгие. «Кочегара парохода «Двигатель» Тимофея Ситникова хозяин оштрафовал «за оставление службы самовольно», заплатив вместо оговоренных при найме 11 рублей жалованья в месяц по 8 руб. 25 коп. серебром. Матрос баржи № 11 Максим Есаулов в разгар навигации 1876 г. «бежал», прослужив всего 1 месяц и 5 дней».

Литературоведы утверждают, что именно вятский купец послужил А. М. Горькому прототипом образа Егора Булычева — главного героя пьесы «Егор Булычев и другие». Горький плавал на Булычевских пароходах и после одного из таких путешествий написал в «Самарском вестнике» о Булычеве, как о «безобразном хозяине реки Вятки». В документах не удалось найти, чем конкретно не понравилось Горькому путешествие на пароходе, но Шаляпин в свою очередь, путешествуя от Казани до Нижнего вспоминал, что на булычевских судах на удивление вся команда не имела никакой формы, поэтому было трудно отличить капитана от матроса и матроса от обычного пассажира. Федор Михайлович плаваньем остался доволен. Особенно его демократичностью. На пароходе американского типа пассажирам третьего класса разрешалось разгуливать на верхней палубе, среди пассажиров первого и нигде не было «нелепых» решеток.

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

Надо сказать, что даже пароходы свои конкуренты называли по одному и тому же принципу. Если 4 лучших судна Булычева выстроить в ряд, то получался полный титул и имя его отца «Потомственный», «Почетный», «Гражданин», «Филипп Булычев». Яков Тырышкин дал названия своим пароходам «Иван», «Александр», «Павел» — имена его сыновей. Среди судовладельцев была традиция переименовывать купленные суда и давать им имена самых важных родсвенников — детей, отцов или дедов.

История одной фотографии: сказ о вятской конкуренции

 Продолжение статьи о вятской конкуренции следует. Эта интереснейшая тема увлекла меня 3 года назад. 2 года назад были сделаны фотографии в Нижнем Новгороде по памятным вятским местам. Хочу отметить, что Нижегородский промышленный порт — предприятие закрытое, если не сказать, секретное. Но когда мы обратились к его администрации за допуском, узнав, что это исторический проект, они с удовольствием открыли все «двери».

На этом прощаюсь. Жду ваших комментариев и старых-новых фотографий.

Автор статьи: Ольга Костылева 

Фото: kirovklad.ru, Музея речного флота г. Нижнего Новгорода.

Использованные материалы: Евгения Березина, автора нескольких работ, посвященных Вятскому речному пароходству. 

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector