Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Вятский общепит 100 лет назад

02 октября 2014
740
Вятский общепит 100 лет назад
Источник фото: -

Разбогатевшие выходцы из низов тратили в «обжорке» больше, чем в хорошем ресторане, люди победнее умудрялись пообедать на 3 — 5 копеек, а полицейские спивались через год.

Вятка всегда отличалась большим разнообразием точек общепита. Для самых богатых еще с середины XIX века были “ресторации” (рестораны), наиболее известными из которых слыли “Стокгольм” (затем “Европейский”) на Спасской улице (ул. Дрелевского, 6 — перекресток улиц Ленина и Дрелевского), “Россия” на Вознесенской (Воскресенской), впоследствии — Николаевской (ныне ул. Ленина), “Александровых” (ныне не существует, находился на улице Преображенской (ул. Энгельса) и другие. Для людей победнее устраивались трактиры на торговых дорогах, выходящих из города, и чайные. Самые же бедные шли в “обжорку”. “Обжоркой” назывались небольшие торговые точки общественного питания, располагавшиеся, как правило, на рыночных площадях. Таковыми в городе Вятке являлись Семеновская (около Александро-Невского собора, ныне на его месте филармония), Пупыревская (на пересечении современных улиц Труда и К. Маркса) и Хлебная (Сенная), впоследствии Театральная (с 1877 года, как и ныне) площадь.

Как правило, торговля на них велась в выходные дни (в субботу после 12 часов дня, в воскресенье и праздничные дни). Обеды стоили недорого — 3 — 5 копеек. До лета подавались супы, борщи или щи, сваренные на костях, гречневая каша или картофельное пюре, мясное блюдо (как правило, вареная требуха — почки, легкое, печень) и горячий чай, иногда сбитень (напиток из меда). К обеду полагалась выпивка.

Впрочем, порой в “обжорку” приходили и обеспеченные люди. Для них и напитки, и еда были подороже. На закуску, например, подавалась ветчинно-рубленая колбаса высшего сорта (типа современной кировской “Алексеевской”), килограмм которой обходился едоку в 50 — 60 копеек (для сравнения: корова в то время стоила всего 10 — 12 рублей). Приходили в основном люди, вышедшие из низов и особо экономные, впрочем, последние порой тратили в “обжорке” больше, чем в хорошем ресторане.

Летом менялось и меню “обжорки”: на смену борщам и горячим супам приходили холодные щи и окрошка, чай сменял холодный квас.

В простые дни “обжорки” перемещались к проходным наиболее крупных предприятий (Вятским главным железнодорожным мастерским, кожевенным предприятиям Лаптевых и Зоновых, речному порту). Рабочий день тогда равнялся 10 — 12 часам (после революции 1905 — 1907 годов он стал 8-часовым), и на обед давалось 2 часа. Семейным рабочим обед на работу приносили дети, а молодые люди (особенно из деревень) вынуждены были покупать еду у “хозяек” “обжорки”.

“Обжорку” посещали и бедные жители города (пенсионеры, старики, неимущие). Впрочем, в конце XIX-начале XX веков у “обжорки” появилась альтернатива. Таковой стали благотворительные обеды. “Первооткрывательницей” стала жена вятского вице-губернатора (заместителя губернатора) Ратькова — Рожнова. Именно ей принадлежала идея создания дешевых столовых и чайных для неимущего люда. Наибеднейшим обеды отпускались бесплатно, а для остальных нуждающихся питание обходилось опять же в 3 — 5 копеек.

На такой почин откликнулись и многие вятские купцы (Т.Ф. Булычев, А.М. Сенилов, Я.Ф. Тырышкин, Д.Ф. Зонов и другие). Правда, в отличие от “обжорок” такие заведения несли на себе и другую миссию — отвлечение наиболее бедных людей от пьянства. В подобных заведениях ставилось одно условие: людей кормили, только если они не были пьяны или не страдали от похмелья. Желающих лечили, а добровольно отказавшимся от пьянства устраивали концерты, в зданиях столовых для них устраивались игральные залы (для этого специально покупались шашки, шахматы, нарды, лото). Впрочем, азартные игры (на деньги), как-то: карточные игры, домино — в подобных заведениях воспрещались.

Ну а в “обжорках” продолжалась рыночная стихия. В выходные дни молодые люди с рабочих окраин пребывали во хмелю и дрались между собой, а то и били стекла в домах добропорядочных обывателей, приставали к женщинам. Полицейских же на Пупыревском рынке приходилось менять практически каждый год (спивались!).

Так что задача организаторов общепита была одна — продукты те же самые, но результаты разные. А виновата во всем “злодейка с наклейкой”, жадность предприимчивых старушек и баб с “обжорки”. То есть и те, и другие кормили неимущий люд города Вятки, только одни делали из них потенциальных преступников, а другие пытались вытащить из трясины бедности.Константин Ощепков, «Вятский край». Иллюстрация — литография Бориса Михайловича Кустодиева «Трактир», 1921г.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector