Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Городские загадки: что на фотографии?

29 ноября 2014
780
Городские загадки: что на фотографии?
Источник фото: -

На фото, предположительно начала 20 века, — деревянный одноэтажный дом без изысков, с высоким крыльцом.

Таких немало было на Вятке. А вот двухэтажный каменный дом на втором плане очень знаком. Фото прислал наш знатный поставщик загадок Константин Широнин. Друзья, помогите определить, что располагалось в этом деревянном доме? И, конечно, напишите в комментариях место, изображенное на снимке.

Все снимки, особенно начала 20 века, дошли до нас благодаря знаменитым вятским фотографам. О Сергее Лобовикове очень много всего написано. Я уже думала о статье об этом знаменитом фотохудожнике. Пока не знаю, как к ней «подступиться», чтобы найти что-то интересное и рассказать вам что-то новое, о чем никто не писал.

Поэтому сегодня — немного информации о фотографе Петре Тихонове, говорят, что именно он стал учителем и наставником Сергея Лобовикова.

Сборник «Фотография. Изображение. Документ». Выпуск 2:

«Петру Григорьевичу Тихонову посвящено гораздо меньше специальных исследований, хотя его деятельность в области художественной фотографии уже становилась объектом искусствоведческого анализа. Фотограф Петр Григорьевич Тихонов был хорошо известен в Вятке в конце XIX–начале XX вв.

Родился он в 1852 г. Бывший царевококшайский мещанин, впоследствии вятский второй гильдии купец, Тихонов приехал в Вятскую губернию из Казани в конце 1870-х гг. К этому моменту он уже владел основными знаниями и навыками в области фотографической химии, которым обучился у неизвестного нам казанского фотографа.

В отличие от братьев, ставших писателями, Петр Григорьевич останавливает свой выбор на фотографии, которая постепенно становится его профессиональным занятием. Это позволило П.Г. Тихонову уже к началу XX в. войти в число наиболее заметных и уважаемых граждан Вятки.

Первое время Петр Григорьевич работал в Яранске и Слободском, а в 1881 г. в Вятке он уже открывает собственное фотоателье – «общедоступную фотографию».Открытию собственного заведения предшествовала женитьба Петра Григорьевича на сироте, дочери священника, Еримионии Ивановне. От этого брака родилось семеро детей. Старший из них, Николай, подобно отцу впоследствии свяжет свою жизнь с фотографией, однако его интересы в этой области будут развиваться уже в рамках научных, нехудожественных направлений.

Дела пошли успешно, и в 1888 г. фотоателье Тихонова переезжает в собственный дом фотографа. Вскоре при нем был открыт магазин писчебумажных и фото-принадлежностей. По воспоминаниям Алексея Николаевича Тихонова, магазин был заведен по настоянию супруги Петра Григорьевича, так как он давал «более постоянный доход по сравнению с фотографией деда». Рядом располагался съемочный павильон, одна из стен и крыша которого были стеклянными.

В России к этому времени фотография уже становится важным элементом новой визуальной культуры и получает массовое распространение. Поиски и эксперименты, не прекращавшиеся на протяжении раннего этапа истории фотографии, способствовали тому, что фотографические технологии начинают входить в самые разные области человеческой деятельности. Растущий спрос на фото-специалистов неизбежно приводит к повышению социального статуса фотографа.

Говоря об этом, не стоит забывать, что в России увеличение интереса к фотографии происходит на фоне грандиозных социальных изменений 1860-х–1870-хгг. Этот период характеризуется активной общественной жизнью и ростом личного и гражданского самосознания, что привело в дальнейшем к размыванию сословных границ в российском обществе. В сложившихся условиях профессиональное занятие фотографией давало возможность за относительно короткий срок значительно повысить свой социальный статус, юридически оставаясь в прежнем сословии.

Этот процесс хорошо виден на примере биографии П.Г. Тихонова, который за полтора десятилетия проходит путь от царевококшайского мещанина к вятскому II-й гильдии купцу, от жителя маленького провинциального города к одному из первых лиц краевого центра, каким была Вятка на рубеже XIX–XX вв.

Его вхождение в профессиональную фотографическую среду происходит в период господства коллодиумной фотографии, отличавшейся высокой трудоемкостью, но дававшей возможность получения большого количества отпечатков. Уже на этом этапе Петр Григорьевич проявляет себя как человек высокой самоорганизации и исключительных волевых качеств, готовый многим пожертвовать ради успеха собственного предприятия».

На marihistory.ru читаем:

«Петр Тихонов, по видимому, и стал первым издателем открыток г. Вятки. Открытки эти выпускались в 1901—1903 гг., печатались по его заказу в Швеции, в Стокгольме, фирмой Гранберг. На некоторых открытках ТИХОНОВА использованы его ранние снимки — Успенский собор Трифонова монастыря, Александро-Невский собор, еще не перестроенные здания окружного суда и духовного училища. ТИХОНОВЫМ изданы первые открытки учебных заведений — Мариинской женской гимназии, мужской гимназии, в которой учились многие общественные деятели и будущие ученые.

Сюжетов, изданных Тихоновым, насчитывается до 25. К открыткам, выпущенным Тихоновым, принадлежат, по-видимому, фотооткрытки без выходных данных на оборотной стороне, может быть, это пробные отпечатки, т. к. они совпадают с содержанием его открыток.

За свое мастерство талантливый фотограф Петр Тихонов имел много наград, в том числе золотую медаль и звание Члена Национальной Академии в Париже.

Занимался Петр Григорьевич и благотворительностью. Так, 28 марта 1902 года  одна из вятских газет в разделе «Хроника» сообщила: «В вятскую чайную-столовую попечительства о народной трезвости чрез посредство магазина П.Г. Тихонова приобретен в Петербурге музыкальный инструмент под названием «концерто-оркестрион». 26 марта члены попечительства испытали этот инструмент, оказавшимся отвечающим назначению. Цена инструмента до 350 руб.»

Проживая в Вятке, Петр Григорьевич был также старостой Воскресенского храма. Более 30 лет, все свои вятские годы, он посещал эту церковь, служил ей… Здесь были крещены и венчаны его дети. А когда в 1896 году на вятскую кафедру вступил новый владыка, Алексий, Тихонов со старостами других городских церквей преподнес Преосвященному каповый альбом со своими фотографиями. Потрепанный этот альбом, содержащий 20 храмовых снимков и 17 портретов тогдашних церковных старост, сохранился в «Герценке» — Кировской областной библиотеке имени А.И.Герцена. Среди портретов в альбоме есть и «автопортрет» самого Петра Григорьевича. «Сорокалетний, скромно одетый мужчина с инородческими (черемисскими) чертами лица и короткой бородкой. Возникает образ крестьянина, выбившегося в приказчики. Лишь что-то вроде белой бабочки на шее подсказывает присмотреться, поискать в приказчике художника…» 

Кроме того, Тихонов являлся главой Вятской монархической партии. За что и приговорен 19 сентября 1918 года Уральской областной ЧК к высшей мере наказания. На следующий день, 20 сентября, он был расстрелян в городе Орлове Вятской губернии. Реабилитирован 8 июня 1992 года».

Еще добавлю, что на одном из российских форумов нашла целую тему, где потомки Петра Тихонова до сих пор по крупицам собирают информацию о нем и своем генеологическом древе. 

Жду ваших комментариев, друзья, дополнений и размышлений.

Ольга Костылева.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector