Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Городские загадки: что на фотографии?

25 апреля 2015
630
Городские загадки: что на фотографии?
Источник фото: -

Снимок сделан в 70-е годы прошлого века. Это фото из семейного архива Вячеслава Коваленко.

Этот человек — учитель истории, сейчас уже на заслуженном отдыхе. Он с удовльствием проводит экскурсии по городу Кирову и другим городам нашей области для гостей региона.

Друзья, прошу вас разгадать загадку от Вячеслава Викторовича. Определите дом, который изображен на снимке и улицу, где он находился.

В добавление к загадке публикую замечательные воспоминания Костантина Колотова о своей бабушке: «Моя бабушка, Валентина Николаевна, большую часть детства и юность про­вела в доме на улице Всехсвятской, который первоначально принадлежал её де­душке – Ивану Яковлевичу Бакину.

В школу она пошла в 8 лет (в 1935 году) и училась в ней до лета 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Всего получается 6 учебных лет (в бабушкиной трудовой книжке указано: «образование начальное – 8 классов»). Училась она в Тургеневской школе, находившейся на Спасской улице. В школе изучала русский язык и литературу, математику, немецкий язык, естествознание, историю, географию, занималась пением и физической культурой. Помнит, что учила наизусть стихи на немецком языке. В младших классах Валю возил на ло­шади в школу отец, потом она стала ходить туда пешком.

В настоящее время в здании, где была Тургеневская школа, располагается Центр развития детей и юношества Кировской области (адрес: улица Спасская, дом 12а). На здании находится памятная доска со следующей надписью: «В этой гимназии учились: Бакулев Александр Николаевич (1890–1967), великий хирург с мировым именем. Бехтерев Владимир Михайлович (1857–1927), великий нев­ропатолог, психиатр, психолог с мировым именем».

Дома Валя помогала по хозяйству. В основном она ухаживала за лошадью – носила для неё воду, кормила, пасла на лугах в пригороде. Воду носила на коро­мысле (по ведру с обеих сторон). Сначала в хозяйстве была пожилая лошадь по имени Роза, не приносившая жеребят. Затем – в 1939 году – отец, Николай Мат­веевич, продал Розу и купил вместо неё молодую лошадь Афродиту, приносив­шую жеребят, мясо которых ели.

Бабушка вспоминает, что в тридцатые годы был голод. Хлеба не хватало, и за ним выстраивались огромные очереди. Вставали в 4 часа утра для того, чтобы занять место и купить хлеб. В таких очередях стояла и бабушка.

В конце тридцатых годов Валя переболела пневмонией. Анна Трофимовна отправила её на зимние каникулы на свою родину – в деревню Заборье (недалеко от Сапожнят). Тогда были морозы. Обратно домой Валю вёз на лошади племян­ник Анны Трофимовны, который поехал в город и взял её с собой, по пути. Так как Валя очень замёрзла, то он доехал до Макарья и оставил её у Нины Матвеев­ны. Отогревшись на печке у своей тёти, вскоре она заболела. Сказалось переох­лаждение. Тогда Валю привезли в город, в детскую больницу, находившуюся ря­дом с пожарной каланчой (на Царёвской улице), где она больше месяца лечилась от правосторонней пневмонии, осложнённой гнойным плевритом. Ей неоднок­ратно делали плевральные пункции и удаляли гной, привязывая на место проко­ла мыльную тряпочку.

В школе Валя училась до июня 1941 года, когда началась война. Летом этого года школьниц из Тургеневской школы направили в одну из деревень (колхоз) Фалёнского района Кировской области для уборки урожая, где они работали до ноября 1941 года. С детьми поехала учительница немецкого языка.

Девочки занимались прополкой грядок, окучиванием и выкапыванием кар­тофеля, сбором льна. Им доверяли уборку несъедобных продуктов (лён) или не­съедобных в сыром виде (картофель), так как беспокоились, что овощи, съедоб­ные в сыром виде (например, морковь), они съедят. Работали с раннего утра и до вечера. Спали в местной школе, в классе на столах, покрытых тюфяками с соло­мой. В том же классе мылись, нагревая воду на солнце. В баню их не пускали местные жители (колхозники), потому что городских они недолюбливали.

Продовольствие получали со склада (в основном хлеб и различные крупы). Для приготовления пищи школьницам из деревенских жителей была назначена стряпуха. Кормили два раза в день (обычно каша с куском хлеба и чай). Девочки недоедали. Летом они собирали различные травы и питались также ими.

В сентябре из школы их расселили по отдельным домам, так как в школе на­чались занятия для местных детей. Затем, по мере выполнения работы, девочки переезжали из одной деревни в другую. Спали на полу. Ходили грязные, в бани их не пускали. С начала осени уже не мылись, а только умывались. Из дома они уехали в летней одежде. Когда похолодало, стали простужаться и болеть. Обрат­но вернулись в начале декабря – все грязные, простуженные, во вшах и фурун­кулах. Дома Валя разделась, и всё её тело покрывали вши, расчёсы и фурункулы, в одежде было много вшей. Потом она месяц лечилась.

Проводив папу на фронт весной следующего года, осенью в возрасте 15 лет Валентина устроилась на работу. 25 сентября 1942 года она была принята «сбор­щицей» на завод № 2 «Физприбор» (на Владимирской улице). Валентина зани­малась сборкой противотанковых гранат. Работала она успешно, постоянно пе­ревыполняла план, в том числе и на 600 процентов. На Доске почёта фамилия «Сапожникова» всегда находилась на первом месте.

Труд не был тяжёлым, но долгим и, в сочетании с голодом, изнурительным. Смены длились по 16–20 часов, спали под верстаками. Домой шли только после выполнения плана. Во время работы Валентина много раз падала в обморок. Её относили на здравпункт, приводили в сознание, и она снова шла работать.

На заводе выдавали небольшую зарплату. Один раз в день Валентина пита­лась в заводской столовой. Кормили супом из капусты (вода и капустный лист), на второе – «завариха» из муки (меньше столовой ложки). Хлеб и крупы (400 г. перловой крупы в месяц) получали по карточкам. Работающим людям хлеб дава­ли по 800 г. на сутки, неработающим – по 400 г. Хлеб был очень тяжёлый, сырой, буханки весили по 4 кг. Весьма возможно, что перед раздачами его намачивали специально. На питание также шёл «подножный корм» (крапива, трава).

Дополнительная сложность для Валентины заключалась в том, что ей при­ходилось кормить младших сестру, брата и парализованную Анну Трофимовну. И сейчас бабушка плачет, вспоминая голод во время войны. Стало легче, когда в 1943 году сестра, Мария Николаевна, устроилась работать на заводе «Маяк». На «Физприборе» Валентина трудилась до 5 декабря 1945 года, а гранаты собирала до 8 октября того же года. За два месяца до увольнения она была переведена на должность курьера в заводоуправление.

С предприятия отпускать её не хотели. Тогда Валентине пришлось сказать, что она собирается уехать в Ленинград. По этому поводу из Ленинграда приез­жал Геннадий Матвеевич и разговаривал с директором завода, прося уволить племянницу. Добившись разрешения уйти, с 10 декабря 1945 года бабушка рабо­тала бухгалтером-кассиром в Кировском облкоопинсоюзе.

В послевоенные годы (с 1945 по 1950) в свободное от труда время Валенти­на с подругами ходила в кино и на танцы. Приглашали и молодые люди, после фильма или танцев провожавшие её до дома. Бабушка вспоминает, что в те годы в городе было 5 кинотеатров: «Октябрь», «Победа», «Смена», «Колизей», «Про­гресс» (на улице Никитской). «Колизей» – большой деревянный кинотеатр, пер­вый в городе. Он находился на Спасской улице недалеко от участка, где теперь расположено новое здание Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых. Этот кинотеатр простоял до начала 1970-х годов.

Танцы в тёплое время года проводились на Театральной площади, в холод­ное – в Драматическом театре (современном). Как говорит бабушка, раньше (до начала войны, в 30-е годы XX века) на месте нынешнего здания Драматического театра располагалась большая церковь, а старый деревянный Драмтеатр был ря­дом – на месте корпуса Вятского государственного университета. По Театраль­ной площади, мимо театра и церкви, бабушка часто ходила в детстве, направля­ясь от одного своего дедушки к другому.

19 апреля 1950 года Валентина Николаевна вышла замуж за Александра Фё­доровича Северухина, моего дедушку. Основная часть её трудовой деятельности прошла в тресте «Кировстрой», где с 19 сентября 1955 года она работала касси­ром. За добросовестный труд ей многократно объявлялись благодарности, выда­вались почётные грамоты и ценные подарки, что подтверждают записи в трудо­вой книжке. Когда в 1982 году Валентина Николаевна вышла на пенсию, ей было присвоено почётное звание «Ветеран труда». После выхода на пенсию она рабо­тала в других организациях, главным образом – в течение 14 лет на должности контролёра в Кировском цирке. Валентина Николаевна решила уйти на отдых в возрасте примерно 75 лет, когда общий трудовой стаж составил около 60 лет.

Бабушка неоднократно говорила, что по событиям её жизни и по истории её семьи можно написать книгу. Именно это в своём труде я и сделал».

Полностью прочитать воспоминания можно здесь

Друзья, жду ваших комментариев, отгадок и доказательств, а также старых-новых фотографий.

Ольга Костылева.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector