Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Городские загадки: что на фотографии?

30 мая 2015
140
Городские загадки: что на фотографии?
Источник фото: -

На снимке предположительно 60-х годов прошлого века легендарный троллейбус МТБ-82.

 Друзья, помогите опознать место, где расположена остановка общественного транспорта. У меня есть предположение, что это конечная. Хотя, может быть просто встретились троллейбусы двух маршрутов.

Жара летняя, поэтому снимок — зимний, чтобы охладить немножко наши головы. Сегодня для размышления, кому-то для воспоминания, немного сведений о легендарном троллейбусе МТБ-82.

Очень интересная публикация на vyatka.ru об авиационном инженере Еремее Лейферове. Оказывается конструктор легенды МТБ-82 живет в нашем городе.

«7 ноября 1943 года на улицах Кирова появились первые троллейбусы. А уже через пять лет – в 1948-м – эти фанерные машины ЯТБ-1, вывезенные с улиц блокадного Ленинграда, заменили на новые, которые прослужили на городских маршрутах практически аж до 1972 года.

Многие из тех, кому за сорок, ещё помнят, а другие представляют по советским кинофильмам жёлто-синие троллейбусы марки МТБ-82. Расшифровывается эта аббревиатура просто: московский троллейбус производства 82-го авиационного завода. История его создания весьма интересна и также имеет отношение к нашему городу.

…В одном из сталинских домов на ул. Карла Маркса жил бывший авиационный инженер Еремей Лейферов, который как никто другой знал тайну рождения этого троллейбуса. А также ответ на вопрос, почему он так напоминает американский автобус тех лет фирмы «Дженерал Моторс». Потому что Еремей Семёнович и был главным конструктором МТБ-82.

Городские загадки: что на фотографии?

На фото: Еремей Лейферов в 2012 году.

 «Тайный сговор» авиастроителей

– После Победы, – вспоминал Еремей Семёнович, – авиационная промышленность не была так загружена, как во время войны. Заводы и конструкторские бюро не использовали весь свой потенциал.

Тем временем страна переходила на мирную жизнь. За время войны пришёл в упадок парк городского общественного транспорта. Ходившие тогда по улицам Москвы, Ленинграда (и появившиеся в Кирове) троллейбусы ярославского завода были маленькими, деревянными. Они износились, кузова обветшали, сиденья были порваны, а окна заколочены фанерой. В годы военных лишений это мало кого волновало. Но наступили другие времена.

Ремонтом кузовов в Москве занималось единственное предприятие – знаменитый «Аремкуз». Но оно не могло решить всех проблем.

Тогда председатель Моссовета обязал министра авиационной промышленности Хруничева восстановить парк московских троллейбусов. Каждый авиазавод должен был отреставрировать несколько десятков деревянных ярославских машин.

– Притащили старые ЯТБ к нам в Тушино, на 82-й завод. Стали разбирать. Авиационные инженеры вникали в троллейбусные чертежи… И тут главный конструктор Наум Черняков предложил ведущим специалистам предприятия тайно создать современный металлический троллейбус. Не пристало, мол, стране-победительнице ездить на деревянных. А для конспирации всем говорить, что это задание сверху.

 Америка России подарила GMC…

Выполняя задание, начальники конструкторских бригад Лейферов и Гуревич были откомандированы в подмосковное местечко Лихоборы. На автобазу трофейной и ленд-лизовской техники. Инженеры осмотрели немецкие, английские, итальянские и другие машины, но остановились на американском автобусе «Дженерал Моторс корпорейшн» (GMS), довольно «продвинутом» для своего времени. С американца «сняли» только кузов с первоначальной целью установить его на ярославское шасси.

Однако в процессе «модернизации» кузов получился чуть шире, повыше и даже немного вместительней. Потом от рамной конструкции в целях экономии вообще отказались и кузов сделали несущим. МТБ стал легче на три тонны.

 Сталинская премия

В самом разгаре работ над троллейбусом Чернякова переводят в бюро к Сухому. Лейферова назначили главным конструктором МТБ. В это время тайный «сговор» тушинцев был раскрыт, и на завод нагрянуло грозная московско-партийная комиссия. Однако увидев готовый продукт, начальство приказало запускать троллейбус в серийное производство.

Кузов получился настолько удачным, что его захотели иметь и трамвайщики. Для них выпустили свою версию «русско-американского» трамвая, знакомого нам по овальным «форточкам».

В Управлении московского троллейбуса были настолько довольны новинкой, что выдвинули МТБ-82 на Сталинскую премию. На заводе к высокой награде хотели представить Еремея Лейферова. Однако в итоге премию не дали никому, а нашего героя перевели в Киров – начальником конструкторского отдела 32-го завода на Филейке. Здесь Еремей Семёнович осваивал производство зенитных управляемых ракет, получил звание почётного авиастроителя и три ордена.

До самого начала семидесятых, пока МТБ-82 были в эксплуатации, инженер ездил на них на работу. И никто в городе не догадывался, что этот седой человек по праву может считаться отцом-конструктором этой славной машины».

Очень любопытная история. Друзья-читатели, жду ваших комментариев, доказательств и старых-новых фотографий.

 

Ольга Костылева.

Фото:vyatka.ru

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector