Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Городские загадки: что на фотографии?

27 июня 2015
120
Городские загадки: что на фотографии?
Источник фото: -

Снимок из альбома Лысовых из Государственного архива политической истории Кировской области.

 Друзья, прошу определить место и здание, где был построен такой балкон, а также примерную дату снимка. Я предпологаю, что снимок был сделан в 60-е годы прошлого века. По мнению историков, такого рода конструкция для балкона могла быть отлита на Белохолуницком металлургическом заводе. Поэтому сегодня небольшая история этого завода о том, как все начиналось: «В начале второй половины XVIII века на северо-востоке Вятской провинции, в Слободском уезде, близ деревни Исаево, у речек Песчанка и Климковка, были обнаружены месторождения железной руды. Наличие ископаемого сырья, древесины, реки, которую можно запрудить, позволяло наладить здесь металлургическое производство. По инициативе генерал-прокурора А. И. Глебова, получившего 21 марта 1761 г. разрешение Берг-коллегии, началось строительство на речке Климковке чугуноплавильного завода.

Изыскание места для строительства велось шахтмейстером Василием Клепниным. Затем за строительство взялся устюжский купец Албычев. Он нанял вольных людей, но сумел построить лишь часть плотины. Для строительства непосредственно заводских сооружений владельцу завода А. И. Глебову понадобился знающий чугунолитейное дело специалист. Им оказался горный офицер Аникита Сергеевич Ярцов (06.08.1737–02.08.1819), закончивший в 1762 г. строительство Климковского завода.

Но вскоре оказалось, что воды в Климковском пруду недостаточно, и указом Берг-коллегии от 21 марта 1762 г. А. И. Глебову было разрешено построить второй завод на реке Белой Холунице. Строительство нового завода было поручено также А. С. Ярцову. 8 ноября 1764 г. на новом заводе началась ковка полосового железа. Вновь построенный завод вначале назывался Ново-Троицким-Холуницким, а впоследствии — Главнохолуницким и Белохолуницким. Сооружённая на реке плотина, образовав водохранилище длиной 20 км и шириной полтора километра, обеспечивала посредством водяных колёс движение механизмов, создавала условия для доставки на завод чугуна с Климковской домны.На заводе производилось железо из климковского чугуна. По отзывам современников, холуницкое железо отличалось хорошим качеством, было «мягкостью своею подобно более свинцу, нежели железу».

Весной во время половодья железо отправлялось по рекам Холуница, Вятке, Каме и Волге в Казань, Нижний Новгород, Рыбинск, Ярославль, а оттуда в Санкт-Петербург, Москву, Ростов-на-Дону и Одессу. В 1769 г. генерал Глебов продал свои заводы промышленнику Савве Яковлеву. Новый владелец и его наследники продолжили строительство заводов — были построены Боровский, Чернохолуницкий и Нижне-Троицкий заводы. Расширение действующих предприятий Холуницкого округа и постройка новых заводов вызвали потребность в рабочей силе, которая не могла быть удовлетворена только за счёт местного населения. Царское правительство разрешило частным владельцам и фабрикантам покупать крестьян для заводских и фабричных работ. К 1800 г. Главнохолуницкий завод стал самым крупным железоделательным предприятием в Вятской губернии. Несмотря на дальнейшее увеличение выработки железа, хозяйственная деятельность последнего владельца Яковлева А. И. привела к миллионным долгам.

По этой причине Холуницкие заводы в 1828 г. были переданы в казённое управление. В 1832 г. по просьбе кредиторов была образована комиссия по управлению заводами с участием поверенного от А. И. Яковлева. Таким поверенным стал надворный советник Дмитрий Дмитриевич Пономарёв. Именно он и приобрёл 10 апреля 1838 г. Холуницкие заводы. Вместе с женой Анастасией Петровной они стали уделять большое внимание улучшению работы заводов.

Огромное влияние на развитие заводов оказала деятельность известного металлурга Василия Степановича Пятова (1823–12.02.1892), приглашённого в 1855 г. для «заведования всей технической и практической части заводского производства». Став в начале 1857 г. управляющим, В. С. Пятов осуществил все свои технические предложения. Именно ему удалось впервые в мире изготовить броневые плиты способом проката. Он также сделал ряд важных открытий. К сожалению, плодотворная деятельность В. С. Пятова была прервана 14 июня 1859 г., когда он был уволен с должности управляющего.

27 сентября 1873 г. Холуницкие заводы перешли в совместное владение Альфонса Фомича Поклевского-Козелл и Николая Ивановича Севастьянова, а с 9 ноября 1874 г. Поклевский-Козелл стал единоличным владельцем. В конце XIX века завод превратился в крупное по тому времени предприятие России. В 1895 г. на нём было занято 2025 постоянных рабочих.

В 1886 г. в северо-восточной части Вятской губернии А. Ф. Поклевский-Козелл приобрёл Залазнинские заводы. Вместе взятые, заводы образовали один Холуницкий горнозаводский округ. Новыми владельцами была проведена реконструкция всех предприятий, применены передовые по тому времени технологии и механизмы, что позволило достичь наивысшей производительности за всю историю заводов».

Подробнее вы можете прочитать здесь, но уже завтра в «Истории одной фотографии» я расскажу подробнее об этом крупном предприятии.

 

Жду ваших комментариев, догадок, доказательств и старых-новых фотографий.

Ольга Костылева. Фото: gaspiko.ru.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector