Как это работает: книгопечатание в Кирове
Многие кировчане любят читать книги, однако немногие знают, как их делают. Kirovnet.ru вместе с «Кировской областной типографией» решили устранить этот пробел в знаниях.
Книгопечатание, после того, как его в 15 веке изобрёл Иоганн Гутенберг, дало огромный толчок развитию почти всех областей деятельности человека. О том, многое ли изменилось в типографском деле со времен средневековья, мы решили узнать в «Кировской областной типографии», на одном из крупнейших полиграфических предприятий Кировской области.
В основном, сегодня типография печатает газеты и журналы. На фото ниже — идет печать газеты.
Кировская область — один из тех редких регионов, в которой печатается особенно много малотиражных газет, притом — с бесплатной доставкой в почтовый ящик. Ещё больше бесплатных изданий можно обнаружить в специальных стойках в наиболее оживлённых местах города — супермаркетах, кафе, торговых центрах, поликлиниках и так далее.
Однако, при всём этом, не забывают в Кирове и про прародительницу всех периодических изданий — книгу. О том, как происходит процесс подготовки книги к печати, и как книга печатается, нам рассказала коммерческий директор «Кировской областной типографии» Валентина Комышева.
Любая продукция, которую выпускает Кировская областная типография, начинается с допечатных процессов. Под этими процессами подразумевается работа многочисленных дизайнеров, операторов и верстальщиков.
Раньше труд работников типографии, занятых в допечатных процессах, был тяжелой работой, ведь они были вынуждены вручную собирать пресс-формы, с которых потом происходило отпечатывание листов книг и газет. Еще эти формы нужно было поливать чернилами, так что, сами понимаете, руки и одежду чистыми сохранять не удавалось. Сейчас же все допечатные процессы происходят в одном кабинете, осуществляются на персональных компьютерах, и назвать эту работу грязной уж точно никак не получится.
После того, как цифровой макет готов, он переносится на специальную алюминиевую пластину, так называемую CTP (Computer to Plate). Именно в этой пластине кроется главное отличие цифровой печати от классической. Несмотря на то, что алюминиевая пластина существенно удорожает процесс по сравнению с цифровой печатью, при больших тиражах разница эта нивелируется, и в итоге классическая печать осуществляется быстрее и по стоимости выходит дешевле цифровой.
Разные виды печати могут потребовать различного количества пластин. Так, если для чёрно-белой печати будет достаточно всего одной пластины с чёрной краской, то для цветной их может понадобиться уже несколько штук — по одной для каждого из цветов. После того, как пластины готовы, их загружают в печатную машину, где на их основе делаются оттиски на листах бумаги.
Вот — свременный печатный станок.
Мало кто знает, но изначально книги печатаются на больших листах формата А2.
При этом 8 страниц книги формата А5 с одной стороны листа и 8 страниц с другой расположены так, что их можно простым сгибанием листа сложить в так называемую тетрадь — маленькую книжицу, в которой страницы идут по порядку. Читать такой согнутый лист пока невозможно, так как он нормально не открывается.
После следующей процедуры он превратится в одну из тетрадей, из большого количества которых состоит готовая книга.
…Одна за другой делаются тетради, из которых состоит готовая книга. Зтем их стопками обрезают вот на таком плоттере.
Главная задача теперь — скрепить их в единое целое так, чтобы все они шли по порядку. Специально для облегчения такого труда был придуман специальный рисунок — своеобразная «лесенка», состоящая из черных прямоугольников. Ее наносят на линии сгиба тетрадей. Дело в том, что при печати тетрадей каждая из них помечается специальным прямоугольником, который с каждой новой тетрадью в книге приподнимается вверх на высоту одного прямоугольника.
Таким образом, когда книга собрана воедино правильно, образуется идеально ровная «лестница», а в том случае, если какой-то из тетради в книге нет, то это становится заметным. Также по отсутствующему прямоугольнику без труда можно понять, какой именно тетради не хватает.
Далее идет сшивание книги.
После того как тетради напечатаны, сшиты и собраны в книгу, настает время их склеивания.
Этим занимается специальный станок, который автоматически проклеивает собранные в книгу тетради лентой, а потом армирует склейку специальной клеевой тканью.
Вот так выглядит книга, уже подшитая, но пока что без обложки.
Затем ко книге приклеиваются передний и задний форзацы, на которые потом будет крепиться так называемая «основа» — переплёт книги, который также изготавливается на специальном станке.
Часто для украшения обложки книги используется тиснение, которое позволяет создавать на обложке рельефные изображения и надписи. Для их получения используется специальный пресс. С помощью специальной формы на бумаге отпечатывается необходимый рельеф, а если на форму перед этим была нанесена краска, то тиснение получается цветным.
Тот момент, когда основа приклеивается к форзацам, можно считать моментом окончания производственного цикла по созданию книги. После этого книга может быть завернута в ещё одну бумажную обложку, которая будет более яркой и привлекательной, чем картонная основа.
После этого книги упаковывают по несколько штук и отправляют к заказчику.
Больше фотографий из Кировской областной типографии — в нашей фотогалерее.