Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Городские загадки: что на фотографии?

25 июля 2015
190
Городские загадки: что на фотографии?
Источник фото: -

Снимок из альбома Геннадия Лопатина, вятского деревянных дел мастера.

Друзья, думаю у вас не составит труда определить что за место изображено на снимке, тем более, что фото можно датировать где-то 50-60-ми годами прошлого века.

Для размышления публикую выдержки из работы Анатолия Тинского «Архитектурная резьба по дереву»: «…В старой Вятке начала XX века был распространен — и вятскими мастерами, руками которых «вся Сибирь построена», занесен в далекую Сибирь, в Иркутск и на берега Байкала, — очень быстрой и в то же время нарядный орнамент пропиловочной резьбы, который еще недавно украшал дом № 47-в по улице Дрелевского областного центра. Узор неузнаваемо преображался, если рассматривать его с разных позиций, в движении. Казалось, что узор вполне современный. Но он был использован новгородскими мастерами для украшения сканью серебряной панагии «Св. Георгий на коне со стягом» в начале XIV века, еще до похода ушкуйников 1374 года. Тот же сканный узор парных спиралей — на окладе Евангелия новгородского златокузнеца Ивана Попова (1527 год). Вятские потомки новгородцев через четыре века использовали сканный узор своих предков в выпиловочной резьбе, такой же — с учетом масштаба — ажурной, как древняя скань.

Накладная прорезь особенно распространилась в начале XX века. В руках настоящего мастера и она способна даже обычные ворота превратить в произведение художника. Здесь мы снова видим сочетание нескольких видов и мотивов резьбы: накладной прорези и выпиловки, простейшей порезки ребра ригеля и городков, заимствованных у городской каменной архитектуры. Во многих прибрежных селениях бывших Шурминского и Гожкинского районов народные мастера-резчики создали прекрасные образцы художественного оформления такой прозаически простой конструкции крестьянского двора, как въездные ворота с калиткой, используя в качестве декоративного мотива элементы архитектурного ордера. Наряду с прорезью и накладными элементами на столбах ворот в манере высокорельефной резьбы они помещали классические колонны, с базой и капителью, конечно, в своей интерпретации, в своем восприятии и трактовке классического ордера. Это личное, авторское понимание, если хотите — изобретение. В этом изображении — душа вятского мастера, пусть и наивная, но чистая, откровенная, искренная. И позже, уже в текущем веке, идея ордера не раз использовалась резчиками при оформлении наличников или светелки, но измельченность деталей подводила мастера — точеные колонки смотрелись как декорация.

В начале века двадцатого местные мастера, возможно, по желанию заказчиков включают в декоративную композицию новые, нетрадиционные рельефные элементы: приспущенные знамена, лиру, полуколонки, сдвоенные на углах, как у барочных храмов XVIII века. В последние годы в селах юга и севера области в орнаменте появились изображения рыб, воркующих голубей, петушков, токующих глухарей. В конце пятидесятых годов в селах южных районов области отмечено появление советской (пятиконечная звезда, размещаемая обычно в центре очелья) и олимпийской (сплетенные кольца) эмблематики.

Мастера-резчики. Документы сохранили нам имена многих профессионалов, резавших по дереву великолепные иконостасы, и покрывавших резным каменным декором «красный замок» и Александро-Невский собор в Вятке, посылавших свои работы на губернские и российские выставки. Но имена резчиков-любителей, народных мастеров остаются безвестными. В последние годы XIX века, в период возрождения выпиловочной резьбы, в Вятском уезде и в городе Вятке работали 29 резчиков по дереву, в Яранском уезде — 18, в Котельниче — 1, в Орлове — 6. При переписи они сами называли себя резчиками: резьба была основным источником их существования. Часть из них (какая?) занималась и архитектурной резьбой. Но не они, профессионалы, а мастера-любители, не стесненные и не направляемые никем и ничем, кроме вкусов и потребностей народа, отражали в своем творчестве уровень его художественного сознания. Именно любители последним взмахом плотницкого топора, последним нажимом на рукоятку резца завершали формирование архитектурного образа крестьянской избы. Вятские крестьяне, как и крестьяне всех северных областей, были скупы на украшения и искали удовлетворения своих эстетических вкусов больше в целесообразности архитектурных форм, в силуэте построек, в органическом слиянии и полной подчиненности декора композиции здания. Это они, мастера-древоделы, отправляясь в сибирский обход, разносили по миру вятское узорочье…»

Жду ваших комментариев, догадок и доказательств, а также старых-новых фотографий.

Ольга Костылева.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector