Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Александр Житлухин: «Основные затраты на внедрение ЕГАИС лягут на розничные магазины»

11 ноября 2015
550
Александр Житлухин: «Основные затраты на внедрение ЕГАИС лягут на розничные магазины»
Источник фото: -

Над розничными магазинами вновь навис дамоклов меч. Уже с января все они должны будут внедрить систему ЕГАИС для учета закупки, хранения и реализации алкогольной продукции.

По прикидкам IT-специалистов, которые работают в отрасли, автоматизация одной только кассы для работы с ЕГАИС в полностью не автоматизированном магазине составит не менее 100.000 рублей. Кто-то напрямую обвиняет РосАлкогольРегулирование в лоббировании интересов крупных федеральных продуктовых сетей, а кто-то уже сейчас ставит крест на торговле акцизным алкоголем в районах области. О том, как переживёт такие перемены наша розница, большую часть выручки которой и составляет алкогольная продукция, мы узнали у Александра Житлухина, IT-директора одного из крупнейших оптовых поставщиков легального алкоголя в области, компании «Вятский Трест».

Добрый день, Александр. В первую очередь, наверное, стоит познакомить наших читателей с такой системой как ЕГАИС. Откуда она взялась, для чего внедряется и, что самое главное, почему ей так сопротивляются владельцы розничных магазинов?

Система ЕГАИС используется в нашей стране уже довольно давно, ещё с середины нулевых годов. Ключевой момент заключается в том, что используют её только лишь импортёры и производители алкогольной продукции, которые учитывают в ней весь произведённый и импортированный алкоголь. Уже с 1 января 2016 года подобную систему в обязательном порядке должны будут ввести представители оптовой торговли, а также розничные магазины в части учёта поставок алкоголя. Стоит отметить, что попытка внедрения ЕГАИС в оптовую торговлю уже была в 2006 году, однако не прижилась. Это уже вторая попытка и затронет она в том числе и розничные магазины.

Система эта внедряется для того, чтобы государство могло отследить всю цепочку реализации алкогольной продукции от завода-изготовителя до покупателя в рознице и не допустить реализации контрафактного алкоголя. То есть, магазин, приобретя партию алкоголя, может просмотреть всю цепочку, которую прошла бутылка до попадания в магазин. Также и покупатель отсканировав QR-код на чеке сможет убедиться в том, что ему продали легальный алкоголь.

На словах всё это звучит хорошо, однако важно понимать, что именно розница несёт самые большие затраты. По сути ЕГАИС — это универсальный транспортный модуль, УТМ, который выдаётся бесплатно. Всё, что требуется, это написать или купить интеграцию своей учётной системы с этим транспортным модулем. Все оптовики уже давно автоматизированы, требуется лишь некая доработка. 

А вот что касается розницы, то большая её часть в городе автоматизирована, но из тех магазинов, что находятся в области, процентов 90-95 не автоматизированы вовсе. ЕГАИС же как раз подразумевает полную автоматизацию и чёткий складской учёт. Приведу пример, если раньше в магазинах учитывались 20 бутылок какой-то водки, то сейчас это 20 бутылок водки, пять из которых пришли по тем документам, пять по этим документам и так далее. 

Разрезы учёта в ЕГАИС не совсем такие, как в жизни. Если оптовик может себе позволить на складских помещениях как-то это делить на площадях и вводить необходимые разрезы в учётной системе, то розница, которая раньше ставила это всё под стол, теперь так сделать не сможет. Получается, что несоответствие учёта может привести к тому, что в розничном магазине окажется продукция, которой у них быть не должно. Несмотря на обещания РосАлкогольРегулирования не наказывать розничные магазины за это на начальном этапе, факт остаётся фактом — весь груз ответственности ложится на розницу.

До внедрения ЕГАИС в системы учёта оптовых поставщиков осталось менее двух месяцев. Как идёт и идёт ли вообще её внедрение в данный момент? Какие трудности возникают?

На данный момент главная трудность заключается в том, что система не готова. Как такового рабочего и готового к использованию решения нет. Схемы обмена меняются на ходу, на ходу меняется и документация. Соответственно, и интеграция осложнена тем, что сегодня мы пишем интеграцию под одни схемы, а уже завтра они меняются. Документация к ним, соответственно, появляется ещё через месяц. Весь этот процесс сильно затянут. Но у нас, в «Вятском Тресте», сейчас функционирует отраслевая система учёта и поэтому мы просто ждём когда фирма разработчик выдаст нам готовое решение.

А вот в рознице у нас такого решения нет и мы сами своими силами дописывали эту интеграцию. В какой-то момент мы поняли, что просто не успеваем за изменениями в системе и поэтому пока ждём, когда всё это устаканится и появится какой-то конкретный продукт.

Однако, до срока внедрения системы осталось менее двух месяцев, успеют ли регуляторы за столь краткий срок выработать окончательный вариант системы?

Как мы уже проходили с первым ЕГАИС и декларированием, работать на начальном этапе действительно будет очень тяжело. То есть, что-то будет отправляться, что-то не будет отправляться, что-то будет дорабатываться в ручном режиме. Так уже было и от этого никуда не деться, ведь система всероссийская. И оптовики со всем этим справятся. 

Проблема в том, что розница тоже должна участвовать в ЕГАИС с 1 января в части отображения закупок. То есть, оптовик отсылает через ЕГАИС партию алкоголя в розницу и розница должна подтвердить факт приёмки данной продукции, выслать акт расхождения, либо акт подтверждения через ЕГАИС, что подразумевает наличие его в рознице. И к этому розница, за исключением крупных сетей, не готова полностью.

Повторюсь, проблема не в том, чтобы интегрировать учётную систему, проблема в наличии самой учётной системе. Если у меня, например, в  каком-то районе области стоят три магазина, в которых есть только кассы и продавцы, то для того, чтобы интегрировать ЕГАИС, мне надо купить три компьютера, нанять трёх людей, которые будут на нём работать, приобрести какую-то учётную систему, которая сразу интегрирована с ЕГАИС, найти человека, который будет мне всё это обслуживать,провести интернет. По грубым подсчетам, на одно рабочее место придётся потратить минимум 100.000 рублей. 

Сто тысяч рублей — цена автоматизации магазина с одной кассой, который сможет торговать алкоголем. Эти сто тысяч сельский магазин зарабатывает за год. Сразу выложить такую сумму никто в нашей области не сможет. Возможно, что будут какие-то поблажки, но текущая ситуация такова, что в каждой торговой точке должен стоять компьютер, на котором должен работать транспортный модуль — это требование регулятора.

То есть, если я владею супермаркетом, где стоит 10 касс, то мне придётся выложить сразу миллион?

Не совсем так, в большинстве супермаркетов уже имеется своя учётная система, с которой работают эти 10 касс. И, вполне возможно, что интеграция с ЕГАИС обойдётся в совершенно символические деньги.

Получается, что система ЕГАИС делает невыгодной торговлю алкоголем для именно мелких розничных магазинов? Иными словами, в ближайшее время алкоголь можно будет приобрести только в крупных супермаркетах?

Что касается города, то, как мне кажется, большинство мелких магазинов всё же внедрят ЕГАИС и продолжат торговлю алкоголем. В городе нет проблем с интернетом, а главное много специалистов, способных внедрить и поддерживать систему в рабочем состоянии. А в районах области всё будет гораздо сложнее. Магазины, понимая ситуацию, по максимуму будут стараться закупиться алкоголем в декабре, чтобы как можно дальше оттянуть момент начала работы в ЕГАИС. А что касается нового года, то сейчас все ждут либо какого-то переноса сроков, либо какого-то послабления.

В числе плюсов ЕГАИС значится возможность для покупателя узнать, подлинный ли алкоголь он приобретает. Однако, как я понимаю, есть и конкретный минус, который заключается в том, что свои расходы на внедрение новой системы владельцы магазинов начнут окупать за счёт повышения цен на алкоголь. Возможен ли такой вариант, что из-за ЕГАИС вырастут цены как на алкоголь, так и на сопутствующие товары?

Из обсуждения с нашими клиентами, многие планируют просто закрывать торговые точки, либо прекращать торговлю алкоголем. Причём, надо понимать, что мы говорим не только о розничных точках, но и об общепите. Если в столовой или баре продаётся какое-то пиво, то ЕГАИС в них уже должен быть. Факт открытия бутылки должен фиксироваться в ЕГАИС с 1 июля, а факт поступления алкоголя будет фиксироваться уже с 1 января. Соответственно, те, у кого есть какие-то небольшие столовые просто откажутся от алкоголя. В кафе, барах и ресторанах, понятно, что без алкоголя никуда. 

Что касается розницы, то вопросы цены очень сложны, на цену влияет и цена у конкурентов. Если в крупной федеральной сети эти сто тысяч «размажутся» по всем магазинам и они поднимут цену на 2-3{2c9f5a9acbd0926bbe8a0d926aa2950b908768febc48b35b0937e3e268547932}, то мелкой рознице для того, чтобы окупить эти затраты надо будет сильно поднять цены. В условиях конкуренции сделать они этого не смогут, а вопрос о том, насколько выгодна розничная торговля без алкоголя тоже очень сложный, ведь хлеб, молоко и алкоголь как раз и являются теми товарами, за которым люди ходят в магазины у дома. А если алкоголь будет только в крупных супермаркетах, то розница у дома просто не переживёт такого.

А каковы будут последствия для оптовиков от введения ЕГАИС? Не приведёт ли это к отказу от некоторых сортов алкоголя?

Все поставщики товара оптовикам являются либо производителями, либо импортёрами. ЕГАИС у них есть уже давно, на их работу он никак не повлияет и, соответственно, на нас это никак не скажется. Конечно, нам будет сложнее учитывать продукцию. В первом приближении это приведёт к помарочному учёту алкоголя. То есть мы будем сканировать код на марке каждой бутылки и вести учёт алкоголя именно в таком разрезе. 

Да, это будет сложнее и дольше, в том числе и отгрузка товара будет происходить дольше, но, по большому счёту, это наши внутренние трудности. Больше всего, повторюсь, мы опасаемся сокращения количества торговых точек. Для кого-то это будет невыгодно, кто-то перестанет покупать легальный алкоголь и, соответственно, упадут наши отгрузки и в этом заключается основной риск для оптовиков.

Но, с другой стороны, вам придётся тщательнее проверять каждую партию. Если раньше приходила фура с вином и её можно было просто разгрузить, поставить на склад и потом продать. Сейчас же придётся сканировать каждую бутылку. Это же огромные затраты, они лягут на плечи потребителей?

Тут получается так, что нам придётся сканировать бутылку при приёмке и при отправке, чтобы не подставить розницу  Если, грубо говоря, акцизную марку кто-то испортит, сделает её нечитаемой, то алкоголь сразу станет фальсифицированным. Единственный вариант как-то его окупить — вернуть его нам, а мы вернём его производителю, потому что мы ничего с ним сделать не сможем, кроме как уничтожить. Поэтому, да, затраты возрастут на каждом этапе, и, конечно же, это скажется на ценах.

То есть может произойти двойное повышение цен, сначала у вас как у оптовика, а потом и в рознице?

Да. Сейчас, к тому же, наблюдается падение спроса на алкоголь. То есть, алкоголь покупают всё меньше и меньше. И повышение цен может стать ещё одним шагом к пропасти. Может оказаться выгоднее торговать большими объёмами с меньшей наценкой, чем просто поднимать цены и ждать, что у тебя купят по этой цене. Время покажет.

Ходит слух, что Вятский Трест намерен отказаться от закупок одной из разновидностей алкоголя в связи с введением ЕГАИС. Так ли это? 

Любое укрупнение партии в данном случае будет только в плюс. Если мы будем получать 50 наименований по одной коробке, то приёмка и отгрузка будет гораздо дольше и затратнее, чем получать 50 коробок одного наименования из одной партии. Это облегчит нам учёт, приёмку и отгрузку. Поэтому, действительно, возможно уменьшение ассортимента и укрупнение входящих партий. Также, возможно, произойдёт укрупнение работы с розничными магазинами, так как подтверждение поставок для них будет на первоначальном этапе нетривиальной задачей и поэтому они будут брать больше алкоголя за раз. Хотя, в последнее время из-за конкуренции и из-за возможностей доставки возили алкоголь чуть ли не по ящику. Теперь же, возможно, будет несколько по-другому. А что насчёт отказа от продукции, то это будет решать отдел продаж и рынок. Что будут брать, то и будем продавать.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector