История одной фотографии: закладка нового здания художественного музея в Кирове
Снимок 80-х годов очень заинтересовал меня. На фото запечатлена закладка первого камня нового мраморного здания художественного музея им. Братьев Васнецовых.
Это в любом случае было знаковое событие для жителей города и региона. На снимке скорее всего запечатлены музейные работники и высокопоставленные чиновники. Может быть кто-то из наших экспертов попробуют узнать знакомые лица.
Вспомним, с чего все начиналось: Дом на восточной стороне улицы Владимирской (теперь ул. Карла Маркса) был построен в 1814-1816 гг. богатым вятским купцом Иваном Степановичем Репиным (1785-1821) по проекту губернского архитектора М.А.Анисимова (в старых краеведческих изданиях автором проекта ошибочно называют И.Д. Дюссар де Невиля). Подробно о репинском особняке я писали в своих предыдущих публикациях. В доме было 17 белых покоев (жилых комнат). В 1871 году дом был куплен Я.А. Прозоровым и отдан им городу для устройства приюта для детей бедных граждан Вятки.
В 1919 году особняк был отдан под музей искусства и старины (позднее музей получил название «художественный»).
Торнадо-84 пишет: «Посетивший Вятку в октябре 1920 года художник Игорь Грабарь (в то время — член коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины) писал: «Вчерашний и сегодняшний день я провел в Вятке, где несколько часов пробыл в музее, оставившем на меня самое отрадное впечатление, скажу больше — такого организованного и культурно устроенного собрания картин и скульптур мне еще не доводилось видеть ни в одном из музеев России, кроме Петербурга и Москвы». Заслуга в образцовом устройстве музея принадлежала по большей части его руководителям — вятским художникам Николаю Николаевичу Хохрякову и Николаю Николаевичу Румянцеву».
Вот так выглядит музейная экспозиция на холсте Николая Хохрякова в начале 20 века.
Это был первый художественно-исторический музей на севере и северо-востоке России. А вот и официальная версия: основание музея и комплектование его коллекций связано с членами Вятского художественного кружка, с художниками Виктором Михайловичем и Аполлинарием Михайловичем Васнецовыми. С 1989 года по распоряжению Совета министров РСФСР музей стал носить их имена.
Напомню, что в музее распологалась экспозиция советского искусства, может быть некоторые кировчане помнят о ней.
«Репинский особняк», построенный в 1815 году по проекту М. Анисимова — здание великолепное, но оно перестало вмещать все экспозиции и желающих приобщиться к искусству. К тому же — начало ветшать. Было решено построить новое здание. Новое здание — «Мраморный дворец» (авторы проекта – кировские архитекторы В. Борцов, В. Кропачев) открылось в 1992 году.
Памятник А. М. и В. М. Васнецовым был создан народным художником России Юрием Ореховым (г. Москва) и литейщиком Н. А. Гуро. Открытие установленного памятника между старым и новым зданиями Кировского художественного музея состоялось 28 мая 1992 года.
Добавлю один из положительных комментариев, которые нашла на форуме: «Лучший на мой взгляд музей города. «Репинский особняк» давно закрыт на ремонт, экспозиция музея размещена в Мраморном здании. Построено сравнительно недавно. Строилось специально для художественного музея. Огромный холл, просторные залы, современные системы вентиляции и кондиционирования. На первом этаже кофейня с бесплатным Wi-Fi. Мне ближе русская живопись. Список мастеров, представленных в музее впечатляет! Брюллов, Тропинин, Веницианов, Шишкин, Репин, Суриков, Левитан. Прекрасное, полное драматизма полотно Айвазовского. Божественный Куинджи, бесподобный Коровин… А коллекция работ братьев Васнецовых уступает только столичным музеям. Можно долго перечислять, это надо видеть!».
Коллекция музея сегодня – это более 20 тысяч произведений графики, живописи, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Среди них такие раритеты, как древнерусское искусство иконописи XVII-XIX веков, лицевое шитьё XVI-XIX веков, картины выдающихся русских художников, имеющих мировое значение – К. Брюллова, А. Тропинина, А. Венецианова, С. Щедрина, В. Перова, И. Шишкина, И. Репина, В. Сурикова, В. Серова, К. Коровина, А. Бенуа, П. Кончаловского и др. Основное формирование коллекции музея происходило в 1920-1930-е гг. из Государственного музейного фонда (г. Москва), Государственной Третьяковской галереи.
На этом прощаюсь, жду ваших комментариев, воспоминаний и старых-новых фотографий.
Ольга Костылева.
Использованы материалы и фото:kirovreg.ru, kirov-artmuzeum.ru, tornado-84.livejournal.com.