Как это работает: Роспись фарфора
О том, как происходит процесс нанесения рисунка на фарфоровую посуду, журналист портала Kirovnet.ru узнал непосредственно у художниц Императорского Фарфорового завода.
Одной из главных «фишек» завершившегося на днях уже третьего по счёту пленэра «Край Вятский — земля живописная» стало то, что на Вятскую землю приехали фарфористы из Императорского фарфорового завода, который расположен в Санкт-Петербурге на берегу Невы. Две художницы из прославленного фарфорового завода с 270-летней историей впервые в истории Вятки перенесли изображение дымковской игрушки и различных видов города на фарфоровую посуду.
Анна и Мария работают художницами на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге уже более пятнадцати лет. Несмотря на то, что специализируются они в основном на статуэтках, в Кирове художницы расписывали именно фарфоровую посуду, которую привезли прямиком с ИФЗ. Как оказалось, большого мастерства требует не только само изготовление фарфоровой посуды, но и нанесение на него рисунка. Художниц мы застали в одной из мастерских ВХУ им. Рылова. Окружённые ароматом скипидара они ждали завершения обжига одних тарелок и в это же время наносили узоры на новые.
Изначально посуду из фарфора начали делать в Китае. Именно там прямо в земле залегает смесь, из которой при обжиге получается фарфор. Лишь в эпоху Возрождения европейцы научились искусственно изготавливать такую смесь. Главным отличием фарфора от обычной глины является температура обжига. Если глину обжигают при температуре около 800 градусов, из-за чего она имеет пористую структуру и, что называется, «дышит», то фарфор обжигают при 1400 градусах, что приводит к абсолютной монолитности материала. Именно из-за «дышащих» пор, кстати, цветы рекомендуется высаживать в глиняные горшочки.
В 1744 году высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны была основана первая в России Порцелиновая (от слова Porcelain — фарфор) мануфактура, которая теперь и является Императорским Фарфоровым заводом. Именно с Порцелиновой Мануфактуры начался путь учёного Дмитрия Виноградова, который первым в России научился делать фарфоровую смесь, секрет изготовления котрой хранился европейцами за семью печатями.
Краски для фарфора, или деколи, представляют из себя оксиды металла с добавлением различных веществ, например, стекла. В зависимости от металла, оксид может иметь синий, красный, оранжевый, зелёный и другие окрасы. Одна из сложностей заключается в том, что краски при нанесении и после обжига имеют разные цвета. Именно для этого фарфорист всегда делает для себя палитру — наносит на маленькое блюдце штрихи из различных красок и потом обжигает, чтобы иметь представление о том, каким же будет цвет краски после обжига.
Изначально деколи являются сухим порошком, расфасованным по различным баночкам с номерами. Фарфористу перед работой необходимо разбавить порошок скипидаром и скипидаровым маслом. Соблюсти правильную концентрацию очень трудно, по признанию художниц, даётся это умение ценой многих забракованных изделий. Кроме обычных красок есть и золотые. Они после обжига дают эффект сусального золота. Более того, узоры из золотой краски поддаются полировке.
Сами краски могут отличаться по своим действиям. Если вы представите себе фарфоровую тарелку, то она блестит. Как оказалось, блестит не сам фарфор, а так называемая глазурь, которая образуется на поверхности фарфора при обжиге. И краски, которыми расписывается фарфоровая посуда, различаются по видам взаимодействия с этой самой глазурью.
Подглазурные краски наносятся на фарфоровый черепок до обжига. Прелесть таких красок заключается в том, что с ними фарфоровая посуда обжигается всего один раз и при этом узор оказывается как бы под глазурью, непосредственно на фарфоре. Надглазурные краски наносятся на слой глазури на уже обожжённом фарфоре. После их нанесения посуда вновь обжигается и узор оказывается на поверхности глазурного слоя. Инглазурные же краски по принципу действия напоминают татуировку. Дело в том, что наносятся они на слой глазури обожжённого фарфора, но узор при этом не остаётся на поверхности, а проникает внутрь изделия и остаётся под слоем глазури.
«Вятский фарфор» был сделан именно надглазурными красками. Увидеть нам удалось лишь два экземпляра — тарелку с ротондой в Александровском саду и тарелку с дымковской барышней, которая, как оказалось, была нарисована не по канону. Дело в том, что барышня изображается либо с ребёнком, либо с зонтом, в то время как нарисованная на тарелке барышня держит и зонт, и ребёнка, и, к тому же, ведёт собачку на поводке. Кроме того, нам удалось понаблюдать за изготовлением ещё одной тарелки с изображением Трифонова монастыря.
Обжигаются тарелки прямо в здании ВХУ, где имеется специальная печь для изготовления дымковских игрушек. Каждая печь обжигает по-разному, поэтому художникам приходится подолгу привыкать к новой печи, чтобы понять, на какое время следует ставить в неё посуду на обжиг. К примеру, тарелки с ротондой и дымковской барышней обжигались три часа и этого времени оказалось недостаточно. Возможно, эти тарелки впоследствии ещё будут допекаться.
Эти работы сейчас являются лишь «пробой пера», однако от результатов этой пробы будет зависеть то, появится ли в итоге полноценный «вятский» фарфоровый сервиз с достопримечательностями нашего края, или нет. Кроме того, мастерицы высказали живой интерес к идее создания уникальной дымковской игрушки из фарфора, которая стала бы беспрецедентным сочетанием двух культур.