Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

Городские загадки: что на фотографии?

16 апреля 2016
490
Городские загадки: что на фотографии?
Источник фото: -

Снимок нашла в группе в социальной сети. Там собрано немало редких фото, это показалось очень интересным.

Здесь очень близко друг другу раположена кирпичная новостройка и деревянный дом. Видимо, его готовили под снос. Друзья, прошу определить место, где был сделан этот снимок. 

Для краеведческой зарядки нашла интересную статью Татьяны Журавлевой о деревянном доме на ул. Володарского: «Отмирает древняя Вятка. Старые дома по-тихому сносят, исторический колорит города исчезает. А ведь архитектура — самая настоящая машина времени, которая погружает в прошлое, где у всего была своя история.

Если верить тому, что каждый дом живет жизнью своих обитателей, то по адресу: улица Володарского (бывшая Никитская), 116 — находится творческое, трудолюбивое, очень интересное строение.В середине ХIХ века здесь жил учитель Вятской мужской гимназии немец Кентман. Просвещенный, образованный, принимавший участие в городском управлении, он слыл за человека весьма неординарного: преподавал строго, городские вопросы решал основательно, а по случаю вечеринок — с фисгармонией и праздничными блюдами — на крыше вывешивал флаг, который служил сигналом: добро пожаловать, герр Кентман ждет вас в гости! Дом на Никитской впечатлял многих: его рисовал Аркадий Рылов, картину подарил Кентману, в ответ получил свои первые масляные краски, с которыми, по легенде, и отправился учиться в Академию художеств к Куинджи.В 1894 году в дом на краю оврага Засора въехал со всей семьей Аркадий Михайлович Васнецов, младший брат Виктора и Аполлинария Васнецовых. О собственном доме он мечтал давно, первый взнос на оплату помог сделать Виктор: нашел в Москве хороших заказчиков на мебель, которую делал Аркадий, — мастерская расположилась в цокольном этаже дома. Аркадий Васнецов был увлечен резьбой по дереву, инкрустируя мебель редкими породами деревьев. Свои художественные работы он выполнял по эскизам Виктора Михайловича. И стул был уже не стул, а трон (два таких есть в Кировском краеведческом музее), а буфет из столового превращался в буфет-терем. Мебель Аркадия Васнецова уезжала в столицу, получала медали на Нижегородских выставках, в дом на Никитской приходили письма от принцессы Ольденбургской, Марии Федоровны Якунчиковой, Саввы Мамонтова — московские тузы жаловались: не на чем сидеть, негде посуду расположить, еще парочку!В семье Аркадия и Ольги Васнецовых было восемь детей, дом любили все. Как на заказ, в оформлении их счастливого и шумного детства, стоял дом на берегу оврага. Внизу бил чистый ручей, площадка под огород расчищалась совсем небольшая. Все остальное — сад, в одном из уголков которого была даже площадка для крокета. Две липы, посаженные Аркадием Васнецовым, стоят во дворе дома до сих пор. На балконе царствовал телескоп — Аркадий Михайлович был с детства увлечен наблюдением за звездным небом. Страсть передалась ему от отца, сельского священника. И как радовалось все семейство, когда удавалось разглядеть три спутника Юпитера, кольцо Сатурна! В доме всегда были гости, приезжали братья с семьями. Дом жил.Как только Аркадий Михайлович Васнецов поступил на службу в городскую управу Вятки, он сразу же стал хлопотать об устройстве в городе водопровода и строительстве электростанции, гордился, что все это удалось сделать без иностранных инвестиций, что условия жизни в Вятке теперь стали лучше, чем у многих соседей, и уездный город живет цивилизованно. При закрытой и очень сложной системе голосования Аркадий Михайлович дважды избирался городским головой, но каждый раз отказывался от должности, оставаясь помощником и заступающим на место городского головы. Честнейший, порядочный, трудолюбивый человек, когда ему предложили провести водопровод лично к его дому в обход соседей, он ответил: зачем же, когда у других нет?После службы, дома, Аркадий Михайлович продолжал работу. От общей большой комнаты он отгородил небольшой кабинет. Имея за плечами 20-летний учительский стаж, он принялся за составление учебника для школьников “с учетом прогресса науки”, работал над собственной книгой.Дом на Никитской стал свидетелем и последних, самых трагических лет жизни Аркадия Васнецова. В первые годы революции Аркадий Михайлович был обвинен в растрате казенных денег, сопротивлении советской власти и взят под арест. По амнистии через несколько месяцев отпустили на свободу, но здоровье было подорвано, он заболел и в 1924 году умер. Ложные обвинения по делу Аркадия Михайловича Васнецова были сняты лишь в 1992 году, и он был реабилитирован.Дом лишился хозяина, но креп выросшими детьми — почти все связали свою жизнь с творчеством. В послужном списке изящных искусств значились музыка, скульптура, живопись.Семья Васнецовых жила в доме на Никитской (Володарского) до 80-х годов. В 80-е всех расселили: печное отопление и отсутствие водопровода сделали дом отшельником, он остался в ведении города. Художественный музей соглашался взять дом на свой баланс только при условии, что городские власти проведут воду и тепло. 10 печей дома надо было топить, ведь отопление — как кровь по венам — питает и живит весь домовой организм. Но администрация навстречу не шла. С 1992 по 1996 год здесь расположилось творческое объединение “Вятское подворье”. А потом был пожар, сгорело почти полкрыши, и городские власти выделили деньги на ремонт, был укреплен фундамент, сделан косметический ремонт.В 1993 году город и область готовились отмечать 150-летие Виктора Васнецова. В рамках проекта “Васнецовское кольцо”, которым руководила правнучка знаменитых земляков Ольга Васнецова, фигурировали два места — село Рябово и дом Аркадия Васнецова в Кирове. Но из выделенных федеральным бюджетом 700 миллионов дому на Володарского, 116, не досталось ничего. Праздники прошли, гости разъехались, дом опять остался бесхозным. Хотели делать здесь музей, воссоздать в экспозиции весь 300-летний род Васнецовых, потом думали отдать дом художникам под мастерскую, открыть студию современного мебельного дизайна, памятуя о ремесленничестве Аркадия Васнецова, но все эти проекты упирались в одно — в доме не было отопления и воды. И он стоял пустым, мерз и постепенно умирал. Но опять что-то провернулось в умирающем жизненном механизме, в образовавшийся зазор попало новое семечко — и проросло. В 1998 году на Володарского, 116, появился новый жилец.За полгода до того, как он стал жить в доме Аркадия Васнецова, Толе приснился сон, как он идет по улице, открывает незнакомую калитку и его встречает московская сторожевая собака. Он гладит ее, она в ответ виляет хвостом. Во дворе ничего нет, но есть ощущение, что что-то давит сверху. Толя поднимает голову — наверху, весь обвитый корнями, висит дом, корни уходят в небо.Анатолий Никифоров после окончания Кировского художественного училища пришел работать реставратором в художественный музей. Тогдашний директор музея Алла Анатольевна Носкова предложила ему жить в доме на Володарского, 116, жильцом-сторожем-истопником, он согласился. Музей обещал обеспечивать дом дровами и платить за свет. Через три месяца — аккурат в зимние морозы — в доме отключили электричество. И Толя жил без света, без воды, спал в одежде, дрова были сырые, обогреватели включить было невозможно. В музее спрашивал каждый день: вы чего, я же живой, разве так можно с человеком обращаться? Но приходил с работы, открывал дверь и — точь-в-точь — оказывался в ХIХ веке, атмосферу дома прочувствовал насквозь. А еще все вспоминал, что по иронии судьбы именно Аркадий Васнецов провел в город электричество и воду. Но Толя дом не бросил, не съехал. Потому что, кроме обязанностей, которыми наделил его музей, проникся особым теплом и нежным чувством к дому — дому Мастера, дух которого не выветрился, и диктовал свой уклад, и поднимал трудиться, заставлял рисовать: по случайному стечению обстоятельств или закономерной сути вещей — Толя тоже оказался художником.Десять лет живет Анатолий Никифоров в доме Аркадия Васнецова, давно уже сам покупает дрова, сам платит за электричество, прошлой зимой топил уже три печки, в будущую зиму собирается растапливать четвертую — чтобы дом “дышал”. Подвал дома запущен, там стоят пять печей, и топить их нужно все, иначе дом промерзнет и скоро придет в негодность. За водой Толя ходит на колонку, хотя водопровод находится в пяти метрах от дома. Каждый год Ольга Васнецова приезжает в Киров, собирает представителей администрации и ведет их в дом Аркадия Васнецова: показывает, что нужно сделать, чтобы дом не упал, не пошел на снос — он культурный и исторический памятник города. И каждый год повторяется одна и та же картина — городское и областное руководство приходит, сидит, слушает и уходит, а между тем в феврале 2008 года исполнилось 150 лет со дня рождения Аркадия Васнецова…Согласно статистике спиритических сеансов, души умерших людей зачастую говорят вполне складные вещи. Может быть, ради эксперимента собрать в следующий раз эту комиссию в доме, расчертить на старых обоях вкруговую алфавит и толкнуть блюдечко? Как знать, вдруг Аркадий Васнецов внемлет призывам, явится и расскажет, как он любил дом и как много дал ему и взял от него и почему больно и печально ему смотреть на нас — обрубающих свои корни, да заодно даст чиновникам мастер-класс — несколько уроков по управлению городом.Аркадий Васнецов — почетный гражданин Вятки, один из основателей художественного музея, человек, много сделавший для нашего города. Как не гордиться такими земляками, это ли не пример для воспитания не только молодежи, но и старшего поколения? Но исчезает память — ниточка в прошлое, идут под снос старые родовые дома, суммировавшие на протяжении веков мудрость, любовь, связь поколений, — и вымирают понятия “дом”, “предки”, “семейные ценности” — токи, питающие любое здоровое общество». 

Жду ваших комментариев, догадок, доказательств и старых-новых фотографий.

Ольга Костылева.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector