Вятский дед-краевед: в Кирове в 50-е годы было всего три стоянки такси

Раз уж Вятская Бабка “сдулась”, да и не помнила она ничего из истории города, только и могла, что обсуждать и обсмеивать нынешнюю власть - я решил повспоминать чего любопытного из своей жизни.

Вятский дед-краевед: в Кирове в 50-е годы  было всего три стоянки такси

Раз уж Вятская Бабка “сдулась”, да и не помнила она ничего из истории города, только и могла, что обсуждать и обсмеивать нынешнюю власть - я решил повспоминать чего любопытного из своей жизни.

Персона я, конечно, не очень популярная, но довольно известная в узких кругах. Давно хотел начать писать мемуары, да только все не досуг. Поэтому чего вспомню, напишу, а потом, глядишь,  соберется по буковке на книжицу. Ну вот, история прямиком к сегодняшнему казусу. Значит, говорю я внуку: “Вызови мне такси, на автобусе уповод надо до дома ехать. На машине быстрее будет”.

Начал он вызывать. Никуда не звонит, только в телефон свой большой тычется. Спрашиваю: “Когда?”. Говорит - “Нет машин!”. Уехал я с горем пополам из этих Чистых Прудов в центр.

А по дороге вспомнил про кировское такси и даже явно так увидел, как по Ленина поехали темно-серые “Победы” с полоской “шашечек” посередине.

Конечно, после войны такого беспредела в такси не было. Надо тебе машину - иди к Центральной Гостинице. Там до 6 штук враз стоит. После войны управление таксопарка было в здании на ул. Пятницкой, 2 (тогда Степана Халтурина). Такси-”Побед” в городе тогда было точно больше десятка. Они очень шикарно смотрелись на снежных улицах. Говорят, только в них было очень холодно зимой. Но вот это я не знаю, сам ничего такого не замечал. Еще был у них якобы огонек зеленый. Если зеленый горит - значит машина свободна, если красный - занята.

Где-то к середине 50-х годов было три стоянки такси - и все. Одна у Центральной Гостиницы, другая - у Центрального рынка, а третья - у ж/д вокзала.

“Волги” в такси появились следом за “Победами”. Таксопарк расширился. К 70-м годам, наверно “Победы в такси уже не ездили совсем. “Волги” считались комфортными автомобилями. Бензин стоил копейки и поехать на такси при необходимости мог любой горожанин - и стар и млад. Я точно помню, что брали не больше 10 копеек с километра. Поэтому из одного конца города в другой можно было доехать за рубль. Да и город был тогда поменьше. Хотя “в булочную на такси”, конечно, никто не ездил. Больше на вокзал.

Еще одна удобная вещь была в “Волге” - заднее сиденье. Оно было сплошное, диванчиком. Если кто едет с покупками из магазина, коляску с ребенком везет небольшую, или багаж - заднее сиденье раскладывалось и сильно увеличивало багажник автомобиля. Хоть елку туда двухметровую загрузи - все увезет “Волга”.

Частники по Кирову снова заездили ближе к 90-м. Такси стало разноцветным и разномарочным, не знаешь что за “колымага” к тебе приехать может.

Пока ехал до дома, все это вспомнил, потом записал и внуку показал. Он говорит, что не все мои слова современной молодежи понятны. Выделил мне красным цветом слово “уповод”.

Объясняю: УПОВОД - это длинный срок, время, в несколько часов. В давние времена считали, что это где-то 2 - 4 часа. Говорили, что рабочий день зимой, например,  делится на два уповода. Летом - на три.

А сейчас я говорю так, когда очень долго чего-то жду. Как такси сегодня. В следующий раз напишу, если чего вспомню.

Вятский Дед-краевед.

Фото внук нашел в открытых источниках, да Вконтакте.

up
16

Комментарии (16):

На Яндексе поди тебя, дедка, внучек отправил?
в волге 21-й заднее сиденье не раскладывается.а диванчиком переднее сиденье.на заднем нет даже подлокотника.
А еще им не давали ставить рации,они были тока на машине губернатора и всяких палицаев.
У другой волги, наверно, раскладывались сидения...не у 21-й
Бабка ляп не допускала.
 Красного огонька на такси не было. Фото волги новодел.
 Первые такси ходили с вокзала Киров 2 на верхний рынок, вместимостью около 10 душ. Были они синего цвета с продольными лавками. На Верхнем рынке специальной стоянки такси не было, на глаза не попадалась.
Эк тут как за Бабку заступаются. Она может быть ляп не допускала, но ничего из прошлого города и не вспоминала. А я чего вспомнил, то и написал. Про огоньки - это мне рассказывали, я сам не видел. Вы уж поправляйте меня, если что, а то я староват, много чего не помню, могу и ошибиться.
На счет отсутствия прошлого у Бабки был полный порядок.
   Перейдем к проверке на прочность деда краеведа. Коль тема автотранспорта. Простой вопрос по теме. Где находились в Кирове первые три бензоколонки.
  Конструкция агрегатов разлива завораживала. Два мерных стеклянных сосуда последовательно наполнялись и сливались в автомобиль. Процесс был долгий, действовал как гипноз.
  Еще интересная тема транспорта - уже историческое прошлое. Мало кто знает о пассажирском пароходе Осипенко. Был двойник.
Что за новый дилетант? "Краеведу" не вредно было бы погуглить по истории вятского такси, все описано неоднократно.
Деду1 письмо. На твои вопросы я тоже "сдулся". Не помню, но вот сегодня договорились с Василичем гараж с его Нивой вечером разгребать от снега, так я его спрошу, может он знает, он старее меня. А опосля отпишусь тебе, но только уж на следующей неделе получится.
Первые такси в Кирове я помню только в первую послевоенную зиму.Это были чёрные эмки. Вот на этой булыжной мостовой видны два окна нашей комнаты.Дом №73. Над парикмахерской.Через которые я и смотрел на эти эмки.Некоторые были с кузовком сзади. Помню как однажды мы набились в кузов "полуторки"и медленно выезжали со двора на дорогу из-под арки (кафеСПК,бывший Гастроном) На выезде мы медленно выезжаем на Ленина,а перед нами под гору несётся такси эмка.Я навалился животом на борт кузова,вытянул руки вперёд и закричал:"Такси-то перегонит!!!"Наш шофёр дал газ в этот момент,заложил правый вираж резко и я вылетел через борт на мостовую.К счастью такси  нас перегнало,улица в те годы была пустынной.На меня никто не наехал.Я вскочил и с перепугу удрал обратно через арку во двор.Это где сейчас вместо него стоит жилой монстр,а живущие в нём люди и не знают,что живут они на церковном кладбище (царёвой церкви) Что касается волги21,то зелёный фонарик был один.В правом углу,где крепилась кожаная петля для пассажира.Часто впереди ездили два пассажира,т.к. был диван,а передачи переключались на рулевой колонке.На "Победе" места было меньше,но тоже она была с диваном. А в "Москвиче" было два кресла.Фотограф Шишкин ездил в нём, снимая шляпу. Он был высокого роста. В универмаге стояли две БМВушки,с выкидными поворотниками и мотоцикл БМВ с белым номером на переднем крыле. А на стене висело сказочное чудо,сверкая хромом,тормозами и динамкой с фонариком,и половинка заднего колеса была прикрыта разноцветной, ажурной сеточкой.Велосипед "Diamant". Пароход "Осипенко" был с боковыми колёсами.Когда он стоял у дебаркадера,мы плавали к колёсам,лопасти которых были обиты железом и крепились огромными заклёпками. Подплывёшь к лопасти,ухватишь ручёнкой холодное и скользкое железо,а течение начинает тебя затягивать под колесо.Оттолкнёшся и скорее по-собачьи обратно к берегу!
просто журналистская завлекуха. От неизбытка фантазии и знаний
Тогда было все плохо,стояли большие очереди за хлебом,а людям не давали сотовые телефоны и не разрешали пользоваться интернетом.А при Путине все появилось.
я путену и едросам ни верю. они придумали Платон. я сегодня хотел тоже трассу перекрыть. но потом не смог завести свою фуру 14-три тонную с прицепом. за которую я плачу более 500000 тысяч каждый год поподряд Платону и ротенбергу лично в его карман. сеть я хочу всех накормить а они мне не дают.

я путену и едросам ни верю. они придумали Платон. я сегодня хотел тоже трассу перекрыть. но потом не смог завести свою фуру 14-три тонную с прицепом. за которую я плачу более 500000 тысяч каждый год поподряд Платону и ротенбергу лично в его карман. сеть я хочу всех накормить а они мне не дают.
Ну тЫ и ДЕБИЛ со своим постом
Во все времена существования пароходства купание у пристани не было. Почти от устья Хлыновки стояли баржи под погрузкой- загрузкой. Ниже по течению отстаивались пассажирские пароходы. Ниже пристани были ворота, и огороженная зона склада. Под Федоровской церковью был пяток хибар и находилось с дюжины лодок на берегу. Ниже до 50 годов водный клуб с шлюпками, которые могли ходить под парусами. На Заводской разгружались баржи с бутовым камнем. Набережная у тюрьмы не имела прохода. Ребенку до плиц не добраться.
Я шибко извиняюсь,молодой человек,но в то время,о котором я повествую, пристанью мы считали деревянный край дебаркадера с которого прыгали в Вятку и подплывали к пароходу,за что нас гонял метлой старик-сторож,который был при самодержавии одним из владельцев пристани. Он в подпитии залихватски играл на гармошке,веселя почтенную публику,которая толпилась в ожидании прибытия парохода. Плавали мы по течению и от элеватора,к которому добирались,цепляясь за вагоны с пшеницей,ползущие еле-еле от мостика в Ежовке. А в, описываемые Вами годы, мы уже таскали девчонок после танцев в Халтуринском через дыру в заборе на спуск и, поднявшись к тюремной стене,где тогда было пустынно и темно,удобно пристраивались под овражными кустами для юношеских забав.

Ответ

Визуальная проверка:
Перетащите фигуру подходящюю по форме в правую часть изображения

Вход в систему