Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

«Кто даст гарантию, что бэби-боксы не будут использоваться для торговли детьми?»

07 мая 2017
320
«Кто даст гарантию, что бэби-боксы не будут использоваться для торговли детьми?»
Источник фото: -

В Кирове снова обсуждали, как спасти младенцев от жестоких и безответственных матерей.

В Кирове снова вернулись к обсуждению целесообразности установки бэби-боксов. Причина – в Госдуму внесен законопроект, который  позволит регионам самим решать, устанавливать или нет на своей территории бэби-боксы. Перед рассмотрением проекта депутаты предложили регионам сформировать позицию по этой проблеме и доложить о результатах наверх.

Напомним, в Кирове уже открывали бэби-бокс при приходе католической церкви два года назад. Но проработал он всего несколько дней – прокуратура признала его установку незаконной. Кроме того, уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов потребовал от губернатора Никиты Белых закрыть «коробку жизни». Спустя два года в Кирове снова вернулись к этому вопросу: по одну сторону баррикад оказались следователи и представители церкви, другой точки зрения придерживались чиновники, врачи и общественники.

«Кто даст гарантию, что бэби-боксы не будут использоваться для торговли детьми?»

Для установки бэби-боксов нужен закон

Руководитель отдела криминалистики следственного управления СК РФ по Кировской области Павел Розуван сразу обозначил свою позицию – он «за».  Следователь привел статистику последних лет – за последние три года в регионе было выявлено восемь случаев убийства матерями новорожденных детей. К сожалению, виновных удалось найти не во всех случаях. Последнее убийство произошло в Яранском районе – мертвого младенца нашли на свалке.

– Наше ведомство считает, что открытие бэби-боксов является целесообразным. Если с помощью этой коробки удастся спасти жизнь хотя бы одного ребенка, это будет оправданно, – уверен Розуван. – Вообще доля преступлений, где в смерти детей виновны родители, достаточно высока. Этот вопрос требует общественного обсуждения и правовой проработки, в том числе с точки зрения защиты прав детей. Ведь иногда родители переосмысливают свое поведение и пытаются найти детей, в Европе такие случаи были. 

Помощник прокурора области Евгения Бутко в очередной раз озвучила позицию своего ведомства: в России нет закона, регламентирующего установку и использование бэби-боксов. Работать с детьми, оставшимися без попечения родителей, могут только органы опеки. Значит, до внесения изменений в законодательство установка бэби-боксов не возможна.

«Кто даст гарантию, что бэби-боксы не будут использоваться для торговли детьми?»

«Окна жизни» никого не спасут

Пожалуй, самой эмоциональной была речь уполномоченного по правам ребёнка в Кировской области Владимира Шабардина. По его словам, точку в этом вопросе нужно было поставить еще два года назад – тогда следователи вместе с уполномоченным детально разобрали каждый случай убийства младенцев и пришли к выводу, что ни в одном из них мать не понесла бы ребенка в бэби-бокс.

– Есть сотни и тысячи общественных мест и учреждений, где можно оставить ребенка, и где точно так же будет вызвана «скорая помощь» и полиция, – пояснил Шабардин. – Автоматически приравнивать оставленного в бэби-боксе малыша к ребёнку, жизнь которого спасена, я бы не стал. Более того, я рассматриваю эти устройства как один из аспектов не профилактики, а поощрения социального сиротства. Это возможность без всякой ответственности для себя бросать детей. Вспомните случай в 2014 году: работодатель женщины, все родственники знали, что она собирается родить. Все говорили «поможем, рожай», но она убила ребенка на следующий же день после рождения. Она никуда бы его не понесла.

Владимир Шабардин пояснил, что установка бэби-боксов противоречит нормам международного права и законодательству РФ. Она лишает ребенка права знать своих родителей. Но есть и другой, не менее важный вопрос – где будут устанавливаться бэби-боксы?

 – В Европе были случаи, когда в бэби-боксах находили детей, умерших от переохлаждения, – напомнил уполномоченный. – Да, у нас есть социальные организации, которые готовы следить за тем, чтобы ребенок, оставленный в бэби-боксе, быстро попал в руки врачей. А кто будет определять эти общественные организации? Кто даст гарантию, что эти ящики не будут использованы для криминальных целей в сфере усыновления, то есть фактически для торговли детьми? Я сейчас не рассказываю страшилки про продажу детей на органы, хотя и такое мнение есть.

  «Кто даст гарантию, что бэби-боксы не будут использоваться для торговли детьми?»

Сначала – жизнь, потом – информация

Настоятель католического прихода отец Григорий Зволиньски, который два года назад открыл «окно жизни» в Кировской области, заявил, что противники бэби-боксов оперируют недостоверными данными.  

– За четыре года работы бэби-боксов по всей России с их помощью было спасено 33 ребёнка, – обратился к цифрам отец Григорий. – В Екатеринбурге «окно жизни» работает с разрешения владыки при православном храме. И к этим устройствам не выстраиваются очереди из матерей, которые хотят отдать ребенка, не появляется сотен тысяч брошенных детей, как говорят противники бэби-боксов. Хорошо, что у нас работают социальные службы и врачи – это правильно, но «окно жизни» – это альтернатива на тот случай, если кто-то из матерей не смог к ним обратиться.

Представитель католической церкви считает, что ребенок имеет право в первую очередь на жизнь, а уже потом – на информацию о родителях.

– В случае беременности всех собак вешают на мать, но ребенок ведь не из воздуха берется. И он не виноват в том, что его мать осталась без работы, без денег, что ее бросил муж или отец ребенка, что она живет в России без документов и боится стать изгоем в родной стране после рождения малыша. Да, закон гласит, что ребенок имеет право знать своих родителей, но важнее все-таки его право на жизнь. Зачем ребёнку знать родителей, если он будет мертвым? Я не говорю, что «окна жизни» нужно открывать на каждом углу, но в каждом районе как альтернатива они существовать должны, – резюмировал настоятель католического прихода.

«Кто даст гарантию, что бэби-боксы не будут использоваться для торговли детьми?»

Ошибка государственного уровня

Присутствующие медики сошлись на том, что бэби-боксы не только не предотвращают убийства, но создают угрозу для жизни матерей. Главврач областного перинатального центра Николай Семеновский ссылался на европейские исследования по вопросу бэби-боксов. Согласно им, матери, которые подкидывают детей в такие устройства, не собираются их убивать.

– Это просто попытка отказаться от ребёнка из-за бедности или нежелания воспитывать, – добавил врач. – Такие матери клали ребенка в коробку вместе с одеждой и едой. А во всех случаях инфантицида (убийства ребенка матерью – Kirovnet) ни одна роженица не принесла бы ребёнка к бэби-боксу. То есть «коробка жизни» не предотвращает инфантицид. Женщина, которая решилась оставить ребёнка в бэби-боксе, и так бы не убила его: оставила бы в любом безопасном месте.

Семеновский подчеркнул, что перинатальный центр много лет занимается профилактикой отказа от новорождённых – и многие дети сохранены в семье. 

– Женщине объясняют, что в трудной жизненной ситуации она может временно отказаться от ребёнка. Малыш помещается в специализированное детское учреждение, мать его навещает и через какое-то время забирает, – заключил доктор.

С мнением Семеновского солидарна главврач Кировского дома ребёнка Софья Захарченко. Она все объяснила на примерах из жизни. 

– В 2015 году нам принесли двух младенцев: одного – семейная пара, второго –  мама. В первом случае малыш остался в доме ребёнка насовсем, а во втором случае — вернулся в кровную семью. С женщинами работают юристы, психологи, специалисты социальной службы, им также помогают наладить быт, – пояснила Захарчнко. – В прошлом году тоже было два случая, когда приносили детей. С мамой первого подписано соглашение и есть перспективы, что он вернётся в семью, второго родители забрали через  полтора месяца. В 2016 году 26 малышей вернулись в кровную семью. Считаю, что бэби-боксы нельзя узаконивать. Это будет ошибкой государственного уровня.

«Кто даст гарантию, что бэби-боксы не будут использоваться для торговли детьми?»

Если проблема поднимается, значит, нужно что-то менять

В ответ отец Григорий Зволиньски вновь попытался донести до участников свою точку зрения, заметив, что никто не может решать за женщину, как ей поступать. И если мать не хочет сама воспитывать ребенка, ей нужно дать шанс оставить его без всяких для себя последствий.

После этого заявления разговор протекал на повышенных тонах. Первым не выдержал Семеновский.

– Ну давайте тогда везде поставим эти коробки и забросим профилактику отказов от новорожденных, – разгорячился он. – А ведь оставляют детей разного возраста: и шестимесячных, и годовалых, и двухлетних. Какой там самый сложный возраст у ребят – 12-14 лет? Давайте тогда подростков будем приводить и запихивать в эту коробку!

К Семеновскому присоединился Владимир Шабардин. Он заявил: утверждать, будто дети, подброшенные в бэби-боксы, были именно спасены, нет оснований. 

– Но на каком основании даются цифры о 33 спасенных детях, почему вы говорите «спасенных», а не «оставленных», – поинтересовался Шабардин. – Кто-то выяснял их судьбу, узнавал историю матери? Оставленные, принесённые, подброшенные 33 ребенка — да, соглашусь. Вот во Владимирской области за четыре года существования бэби-бокса не было ни одного случая оставления в нём ребёнка. При этом количество убийств матерями новорождённых не сократилось. Вы ведь знаете, что в нашей стране все, что прописано в законе, возводится в ранг обязательного к исполнению. И у нас появятся если не сотни, то десятки бэби-боксов. А донести до женщины, которая живет, например, в Лузе, что есть возможность оставить ребенка в бэби-боксе, можно только с помощью рекламы этих коробок, то есть фактически рекламы безответственного родительства.  

– Вы говорите, что уже сейчас есть возможность свободного отказа от ребёнка в детском доме, – вмешался представитель следкома Розуван. – Но мы же почему-то находим трупы детей. Значит, по каким-то причинам женщины не несут этих детей к вам. Знай она, что у неё есть два способа избавиться от младенца: первый – убить и подвергнуться уголовному преследованию, и второй способ, законный, – оставить в бэби-боксе без всяких для себя последствий, я думаю, что она бы выбрала второй.

– Это вы так думаете, а опыт мира говорит, что нет, – снова включился в разговор Николай Семеновский. – Убивают новорождённых в состоянии сильного душевного волнения, эта женщина никуда не повезет ребенка. У нас, кстати, есть еще одна проблема, которой никто не занимается – скрытый инфантицид.  Женщины-то умнее стали – просто присыпляют ребёнка и всё.

Успокоить спикеров и подвести разговор к логическому завершению решила директор детско-юношеского центра патриотического воспитания города Кирова Альбина Покручина. Она отметила: если вопрос инфантицида постоянно поднимается, значит, в законодательстве есть моменты, которые необходимо изменить. 

– Положительные результаты работы с матерями есть, но эту деятельность надо как-то совершенствовать. Лично я категорически против установки бэби-боксов в общественных и религиозных организациях. Жизнь не стоит на месте, и если закон о беби-боксах всё-таки будет принят, то устанавливаться они должны только в медицинских учреждениях. В противном случае мы не сможем понять, куда этот ребенок дальше попал, как сложилась его судьба.

Александра Варанкина 

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector