История одной фотографии: как речной порт стал «Титаником»
Сегодня для обсуждения вот такое печальное фото заброшенного здания речного вокзала на реке Вятке в нашем городе. Снимок датируется 80-ми годами прошлого века нашла на tourict43.ru. Я никогда не видела этого здания, но многие кировчане еще помнят, каким был речной порт.
Пассажирская пристань на реке Вятка была создана с того времени, как в 1881 году вышел в плавание первый пароход вятской постройки, получивший название «Перекат». В 1895 году именно этот пароход после значительной перестройки стал первым двухдечным грузопассажирским судном на Вятке (в то время такие суда называли «американского типа» – с двумя палубами и боковыми гребными колесами).
О развитии пароходства на Вятке будет отдельная тема, поэтому вернемся на речной вокзал. В 1900 — 1910-х годах расширяется и укрепляется насыпь, прокладываются железнодорожные пути, возводятся причалы. К 1914 году пассажирские линии Вятка – Казань и Вятка – Нижний Новгород обслуживали семь двухпалубных грузопассажирских пароходов, а также одиннадцать однопалубных. Об этом читаем в блоге Александра Соснина. После революции пристань была также необходима, что и до нее. Пароходство было национализировано. Пароходы забрали у Тихона Булычева, Якова Тырышкина, наследников купца Александрова из Слободского и других, менее крупных судовладельцев. Позже, с переименованием города пристань получила название «Киров, пристань Вятского речного пароходства». С пристани увозили грузы и пассажиров.
Речной порт в том виде, как мы его запомнили — это дебаркадер. Немного справочной информации; «Элемент транспортной или складской инфраструктуры, предназначенный для непосредственной перегрузки (выгрузки или погрузки) пассажиров и грузов, а также размещения специального оборудования и помещений, предназначенных для организации погрузочно-разгрузочных работ».
Наиболее часто представляет собой:
— плавучую пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (обычно в речном порту) и предназначенное для стоянки грузовых и пассажирских судов, а также любой обособленный элемент (стационарный или плавучий) портовой (причальной) инфраструктуры, имеющий грузовую площадку и вынесенный за пределы причальной (береговой) линии.
— часть пассажирской платформы железнодорожного вокзала или пристани, перекрытую навесом. В XIX веке для обозначения такой платформы также использовалось слово амбаркадер.
— часть склада, поднятую до уровня погрузочной высоты (пола) транспортных средств, оборудованную обычно тентом или навесом, усиленным освещением, в отдельных случаях может иметь шлюзовые камеры и мостки.
Читаем в известном ЖЖ «Эпоха 1960-х гг. стала временем расцвета пароходства на реке Вятке. В 1961 г. вятское речное пароходство отмечало 100-летний юбилей. В 60-е гг. в связи с техническим перевооружением флота паровые суда стали заменяться на более экономичные теплоходы, работавшие на дизельном топливе, мощностью 150 л.с. и более.
С ростом технической оснащенности и увеличением объемов переработки грузов пристань «Киров» была в 1961 г. переименована в речной порт. Большим событием в жизни города стала сдача в эксплуатацию в 1962 г. моста через р. Вятку. Аналогично в 1963-1964 гг. пристани «Котельнич» и «Вятские Поляны» были переименованы в речное порты».
В начале 1960-х годов произошло обновление вятского пассажирского флота: на смену старым пароходам пришли шесть новых каютных однопалубных теплоходов 331 проекта (тип «ВТУ»), построенных в Великом Устюге. Эти суда многие годы обслуживали протяженные пассажирские линии на Вятке (основная линия Киров – Соколки на Каме), а также выполняли многодневные туристические круизы из Кирова до Уфы и обратно.
Несмотря на ограниченные удобства на борту (каюты вмещали по четыре человека и напоминали купе пассажирского поезда), многим жителям Кировской области, и не только им, поездки на уютных теплоходах были по душе.
Фото 1975 года
Александр Соснин пишет: «В 1970-е годы, с развитием автомобильного транспорта, потребность в пассажирских перевозках на Вятке стала снижаться. Суда стали один за другим выводиться из эксплуатации. Транзитные пассажирские и туристические рейсы по Вятке закончились в 1982 году и больше не возобновлялись. Сегодня на реке пассажирское судоходство представлено лишь несколькими местными прогулочными судами и паромами, осуществляющими функцию переправы».
Порту в 70-е годы прошлого века принадлежали достаточно перспективные и скоростные суда на воздушной подушке, а также 2 больших пассажирских теплохода.
Мощный кризыс в Вятском пароходстве начался в конце 80-х годов. Банкротом пароходство было признано «24 апреля 2002 года, и началась его поэтапная ликвидация».
О речном вокзале нам напоминает здание «Титаника» на другой стороне реки. Бывшее здание порта превратилось в кафе на пляже.
Многие пытались заработать на названии известного судна, но у большинства очень плохо это получалось. Вот и у кировского «Титаника», похоже дела обстоят не блестяще. А однажды в половодье его унесло в Вятку, и он чуть было не потерпел реальное кораблекрушение.
На этом прощаюсь, уважаемые читатели, жду ваших старых-новых фотографий и комментариев.
Автор статьи: Ольга Костылева
Фото: kasanof.livejournal.com, skyscrapercity.com, tourict43.ru.