Старший брат Егора Летова рассказал кировчанам, почему Жириновский является перформансом концептуалистов
И еще 10 интересных фактов о таком замечательном явлении в российском искусстве, как «московский концептуализм».
В Киров Сергей Летов приехал с концертом в минувшие выходные. Однако не отказался и прочитать краткую лекцию о московском концептуализме в интернет-пространстве.
Кто такой Сергей Летов?
Сам по себе Сергей Федорович — заметная фигура в музыкальной сфере. Он композитор, саксофонист, флейтист, бас-кларнетист. Играет старший брат Егора Летова и на этнических духовых инструментах, и даже на инструментах, которые сам изобрел. Как рок-музыкант, Летов работал с группами «Гражданская оборона», «Поп-механика», «ДК», «Рада и Терновник» и многими другими.
В 2013 году Сергея можно будет увидеть на телевидении: выходит кино «Пустой номер», к которому Летов не только написал саундтрек, но и сыграл саксофониста и ангела-хранителя одновременно.
Что такое московский концептуализм?
Как говорит сам Сергей Летов, «вы можете найти в Гугле или в Яндексе множество разных определений, но у меня сформировалось свое, интуитивное понимание, что является московским концептуализмом и что такое концептуализм как жанр.
Это направление в искусстве, которое оформилось в 50-е годы в Европе и США. Но к 70-му году концептуализм на Западе сошел на нет, а в России появился. У нас концептуализм развивается до сих пор.
Главное отличие концептуализма от всего искусства в том, что объектом исследования концептуализм считает некие идеи, концепты. Вероятно, поэтому с объекта все внимание перенесено на комментарии к нему, его толкованию уделяется больше времени, чем самому художественному объекту.
Чтобы было понятно, приведу пример. К примеру, в Белом зале Пушкинского музея была выставка «Муха». На ней были представлены двадцать работ, изображающих этих насекомых. А на больших листах ватмана по периметру зала были записаны подслушанные на выставке разговоры. Не только с толкованием картин, но и обычные диалоги московской ителлигенции: кто какой чин получил, кто женился, кто родился.»
10 интересных фактов о московском концептуализме
1. Искусство перформанса.
Концептуализм не является направлением в живописи или ином изобразительном искусстве. К нему нельзя применять понятийный аппарат современного искусствоведение. Если говорить проще, концептуализм — искусство без искусства. Характерным творением группы концептуалистов были акции, подобные современным флешмобам, только со сложной структурой и более осмысленные. Можно с натяжкой назвать их перформансами.
Одна из акций называлась «М» — с аллюзиями на метро. В ходе нее с одного края поля двигалась очередь зрителей. Они подходили к фиолетовому столику, по очереди брали бинокль, оборачивались и смотрели на пару человек, исподтишка показывающих на груди золотые крылья и серебряный шар, символы московского метрополитена. Далее зритель-участник клал бинокль на место, свистел в свисток и шел по полю на звуки музыки. Они были разными — Сергей Летов, сидевший в лесу, играл то на саксофоне, то на кларнете, то на гобое. Затем, дойдя до музыканта, участник получал инструкцию двигаться по следующему звуковому сигналу. И шел по полю с зарытыми замаскированными магнитофонами, которые через 10 минут воспроизводили звук открывающихся и закрывающихся дверей метро. Придя на конечную точку, зритель видел огромный метровый серебряный шар и двухметровые золотые крылья. После всего этого участникам вручали справки о том, что они побывали на акции «М».
2. Концептуализм в полях.
Концептуалисты проводили свои акции на природе, подальше от Москвы. Зрителей приглашали приватно, через знакомых. Это было сделано в целях конспирации, поскольку в 70-е годы весь мир московских художников всколыхнуло страшное событие — «бульдозерная выставка». На пустырь, где творцы расставили свои произведения, явилась колонна бульдозеров и снесла всю выставку. Картины были уничтожены.
3. «Это все, что останется…»
Все акции московские концептуалисты тщательно документировали. Огромное количество справок о проведенных акциях, их аудиозаписей и даже видео хранится на сайте, созданном Сергеем Летовым — https://conceptualism.letov.ru/.
4. Меценатство.
В конце 20 века у концептуалистов появился богатый спонсор-меценат. Это вологодский бизнесмен Герман Титов.
Он сегодня выделяет средства на поддержку сайта https://www.conceptualism-moscow.org/, издание книг и каталогов московских концептуалистов.
5. Итальянские корни.
Сергей Летов полагает, что у московского концептуализма есть много общего с творчеством Данте Алигьери, исключая «Божественную комедию». Данте точно так же пытался создать новое движение в искусстве, и после каждого своего произведения оставлял более объемный и подробный к нему комментарий.
6. Мировая известность.
На Западе не знают никаких «передвижников» и «соцреалистов», и считают самым внушительным вкладом России в мировую культуру после иконописи именно московский концептуализм. Художника Илью Кабакова знают все.
7. Связь с иными движениями.
Предшественником концептуализма можно назвать дадаизм, движение «флаксус». А ответвлением от концептуализма стал соц-арт. В отличие от американского поп-арта, высмеивающего перепроизводство товаров, соц-арт иронизирует над советскими лозунгами.
8. Виды концептуального творчества.
Концептуализм — это не только перформансы и живопись. Существуют стихи на тему, скульптурные композиции и многое другое.
9. О лидере группы «Гр.Об.»
Егор Летов, недавно ушедший от нас легендарный рок-музыкант, познакомился с творчеством концептуалистов в возрасте нескольких месяцев от роду. Брат, Сергей Летов, читал малышу книги с иллюстрациями художника Ильи Кабакова и демонстрировал картинки.
10. Политический эксперимент.
Самым известным и длительным перформансом московских концептуалистов можно считать Владимира Вольфовича Жириновского. Из скромного партийного работника концептуалисту, и по совместительству, пресс-секретарю Сергею Жарикову, удалось сделать то, что мы наблюдаем сегодня.
«Я создам такой перформанс, от которого содрогнутся сотни миллионов», — сказал некогда Жариков и свое слово сдержал.
Справка:
Некоторые наиболее известные представители московского концептуализма: художники Илья Кабаков, Андрей Монастырский и арт-группа «Коллективные действия», Эрик Булатов, Павел Пепперштейн, исследователь Дмитрий Александрович Пригов, скульптор Ирина Нахова, литературный критик Лев Рубинштейн.
Также наблюдалось несколько арт-групп: «Комар/Меламид», «Гнездо», ТОТАРТ, «СЗ», «Купидон», «Эдельвейс».