Молодых педагогов не ждут в районах?
Более 800 учителей не хватает на сегодняшний день в Кировской области, сообщают в областном департаменте образования. Вместе с тем, ежегодно кировские вузы и колледжи выпускают сотни молодых специалистов.
Только по предварительным итогам зачисления на педагогическом факультете ВятГГУ на одно место претендовало по 12 абитуриентов! Почему же «кадровое голодание» в школах области сохраняется? Или дело в том, что молодые педагоги сами не хотят работать в селах?
Kirovnet.ru узнал, что думают по этому поводу сами выпускники педагогического вуза.
Екатерина Метелева, педагог Гимназии им. А.Грина (г.Киров) рассказала: «Выбор «город или район» передо мной не стоял. Во-первых, мне сразу предложили должность учителя в гимназии. Во-вторых, я – горожанка, и жизнь в поселке для меня, как неподготовленного человека, кажется тяжелой. В-третьих, здесь я смогу продолжить учебу в магистратуре, где есть возможность участия в различных конкурсах и научных конференциях».
А вот мнение Елены Карповой, педагога МКОУ СОШ №3, г.Уржум Кировской области:- После окончания вуза я уехала на свою маленькую Родину, в Уржум, и устроилась на работу в ту школу, которую сама окончила четырьмя годами ранее. Причин было несколько: прежде всего, здесь живут мои родители и муж, которых я очень люблю и не могу оставить. Повлияла на мой выбор и ситуация с жильем: снимать квартиру в областном центре дорого, а квартиры молодым специалистам дают пока не повсеместно.
О том, многие ли молодые учителя готовы попробовать свои силы в сельской глубинке, мы узнали у Константина Бажина, декана педагогического факультета ВятГГУ.
— Нельзя сказать, что наши выпускники не идут работать в школы. Из 14 учителей начальных классов, вышедших из стен ВятГГУ в 2013 году, 13 устроились работать по специальности. Трудиться в районах области будет примерно половина выпускников педагогических направлений. Конечно, едут работать в села, в первую очередь, те, кто здесь родился и вырос, — пояснил Константин Сергеевич.
Преподаватель также отметил, что у нынешних выпускников есть немало аргументов в пользу работы в сельской школе: это и возможность получить подъемные в размере 100 тысяч рублей, и участие в программе «Служебное жилье». Еще одна приятная новость для тех, кто планирует связать свою профессию с преподаванием: будущие педагоги, заключившие договоры с областным департаментом образования, смогут получать специальную губернаторскую стипендию — 5 тысяч рублей.
Однако все эти меры пока не в силах компенсировать «минусы» работы в районах области: многие школы не могут предоставить молодому учителю жилье и обеспечить достойные, комфортные условия труда, например, оснащение современными компьютерами. Кроме того, заметил Валерий Докин, редактор газеты ВятГГУ «Университетский вестник», не во всех областных школах молодых педагогов ждут с распростертыми объятьями. Приоритет часто отдается более зрелым преподавателям, имеющим опыт работы.
Выход из сложившейся ситуации, например, в ГосДуме видят в возврате обязательного распределения для выпускников вузов. Авторы нового законопроекта считают, что государство может заплатить за обучение студента, а затем обеспечить ему рабочее место. Если от предложения выпускник отказывается, то ему придется возвратить всю сумму, потраченную на его учебу. Кстати, система распределения сегодня действует в Беларуси, Молдове, Узбекистане, Туркменистане.
Автор: Ольга Свириденко