Добрый день!
Поделитесь своей новостью и мы с радостью
опубликуем ее!
Авторизация
Чтобы писать комментарии, вы должны залогиниться.
Зайдите через любую из соцсетей, которой вы
пользуетесь.
 
-->
Отправка сообщения об ошибке

История одной фотографии: пруд в Белой Холунице для металлургических нужд

29 июня 2015
2970
История одной фотографии: пруд в Белой Холунице для металлургических нужд
Источник фото: -

На снимке начала 20 века — огромная плотина, которая «запрудила» реки Белая Холуница и Шелепиха, в результате образовался белохолуницкий пруд.

Как говорят исследователи, длина пруда составляет более 20 км., а ширина — 4 км. Есть версия, что сделали это гидротехническое сооружение пленные французы. Тем не менее в официальных источниках есть сведения, что в сентябре 1762 года унтер-шихмейстер А. С. Ярцов, который был направлен по требованию А. И. Глебова из Екатеринбурга, завершил строительство плотины и приступил к закладке корпуса доменной печи. Для выполнения этих работ с Урала командировали опытного доменного мастера, специалиста по устройству и конструкции традиционных печей уральского типа. К тому времени технология каменного строительства сложных промышленных сооружений в зимних условиях была еще недостаточно освоена, и начатое в канун холодов ответственное предприятие могло окончиться неудачей. Для обтески «горнового камня» и кладки тулова домны была построена специальная «светелка» — временная отапливаемая постройка с окнами. Там же готовились меха и деревянные части «вододействующих механизмов»: валы, окованные колеса с лопастями, водостоки и прочее оборудование.

На сайте archidesignfrom.ru читаем: «К марту 1763 года доменная печь с массивным кожухом, работающая на древесном угле, производительностью 10-12 тонн чугуна в сутки с примыкающим к ней деревянным двором была готова, и началась ее техническая просушка. В апреле завершили строительство «молотовой фабрики» с четырьмя кричными молотами, устроенными по уральскому образцу. Началась выплавка чугуна и пробная выковка железа. Первая партия продукции Климковского завода по ответственному экспортному контракту — 2 тыс. пудов отборного полосового железа -была отправлена А. И. Глебовым в Англию. Отменное качество изделия заказчик оценил е благодарственном письме-отзыве, направленном на имя владельца завода. Другой важный заказ был выполнен в 1765 году — отливка 200С половых плит для Хлыновского Кафедрального Свято-Троицкого собора.

В соответствии с первоначальным проектом комплексного поточного производства Климковский завод предназначался для выплавки чугуна и последующей его переработки в сортовое профильное и листовое железо. Однако, как показала практика в первый же год эксплуатации предприятия, мощность пруда на реке Климковке оказалась недостаточной для эффективной работы кричной фабрики и перспективного расширения производственных площадей. В сложившейся ситуации наиболее правильным решением было перепрофилировать завод только на выплавку чугуна, а переработку заготовок и выделку железа перенести на другую производственную площадку с более благоприятными гидротехническими условиями. С 1764 года, когда была построена плотина на реке Белой Холуницей и пущен Ново-Троицкий Холуницкий завод, технология которого была сразу ориентирована исключительно на выделку железа, Климковский начал специализироваться только на выплавке чугуна. О времени сооружения второй доменной печи, которую в 1800 году перенесли на вспомогательный Боровский завод,сведений не сохранилось.Согласно оценочной описи Климковского завода, сделанной в 1839 году, в состав его производственных сооружений входили:• деревянная плотина с двумя прорезами длиной 280 саж. {с дамбой) и водохранилищем (прудом) объемом около 100 десятин;• каменный доменный корпус (домна) длиной 5 саж. 1 арш. 10 верш., шириной 5 саж. 1 арш. 8 верш., высотой 18 арш. Полная высота печи с крышей и угольным мостом составляла 9 саж. Угольный мост — деревянный, на стойках, <рыт листовым железом. Производительность печи — до 600 пудов чугуна в сутки;• доменный двор, основанный на стойках под угольным мостом. Его длина — 6 саж. 1 1/4 арш., с одной стороны крыт железом;• кожух для мехов воздуходувки — помеще-~)ие компрессорной станции. Деревянный, крытый железом, квадратный в плане корпус 1 на 1 саж. с четырьмя духодувными кадями и приводным устройством;• водяное колесо диаметром 5 арш., предназначенное для приведения в действие воздуходувки. Оковано чугунной «змейкой» с железными шатунами;• водяной колодец длиной 3 саж. 2 арш. 10 зерш., шириной 3 арш. 4 верш., предназначенный для забора и распределения воды;• две деревянные, крытые «драньём» меховые 6 на 6 саж. и 4 саж. 2 1/2 аРш- на 4 саж. -помещения для установки мехов, предназначенных для раздувания горна доменной печи;• рудной сарай — крупное каркасное деревянное, крытое «драньём» сооружение на обвязанных поверху стойках, забранных по сторонам -заплотником». 16 саж. на 5 саж. в плане. Предназначалось для хранения руды, приготовленной к подаче в домну;• угольный сарай — дл и н н ы й, деревянный, крытый «драньём» навес на обвязанных поверху столбах 27 саж. на 6 саж. 2 арш. Предназначался для хранения древесного угля перед его загрузкой в топку печи;• два кирпичных сарая — крытые «драньём» навесы на деревянных стойках 20 на 5 саж. и 29 саж. на 5 саж. 2 арш. 8 верш. Служили для хранения изготовленного на заводе кирпича;• деревянный овин с печью для обжига кирпича 5 на 4 саж.;• сторожка — бревенчатый квадратный в плане, крытый «драньём» сруб со сторонами по 2 1/2 саж.В заводской комплекс входили и подсобные хозяйственные постройки, которые были необходимы для обеспечения доставки на предприятие сырья и топлива, а также организации вывоза готовой продукции гужевым транспортом. К ним относились:• конюшня — деревянный, крытый «драньём» сруб 15 на 5 саж.;• служебная изба при конюшне — деревянный, крытый «драньём» сруб 4 на 6 саж.;• баня для запарки санных полозьев и ободьев — деревянный, крытый «драньём» сруб 2 саж. 2 арш. на 4 саж.;• амбар для хранения сбруи, хомутов и прочего конского снаряжения — деревянный, крытый «драньём» сруб длиной 3 саж. 2 арш. на 3 саж. 3 четв.

В летние месяцы чугунные отливки отправлялись по реке Белой Холунице на барках, а впоследствии — на заводском пароходе.На содержании завода находились также здания, построенные за счет предприятия и связанные с обеспечением служебных и бытовых условий рабочим и служащим. К ним относились заводская контора, хлебный магазин, господский дом с кухней, баней, конюшней и погребом.Первый этап технической реконструкции завода наступил в середине XIX века в бытность владелицей горного округа А. П. Пономаревой, которая уделяла большое внимание повышению производительности труда, совершенствованию технологии и качеству выпускаемой продукции.

 Последовательная цепь основных технологических операций доменного производства включала службу транспортировки и загрузки руды, промежуточные печи для ее предварительного разогрева и обжига, помещение для размещения компрессорной установки — «воздуходувки» и собственно доменную печь для выплавки чугуна, вкупе с которой находился блок литейных цехов. Этот единый производственный чугуноплавильный комплекс, который назывался «доменной фабрикой», был спланирован и построен с учетом рельефа местности. Он был врезан в искусственную выемку, устроенную в возвышенном левом берегу реки Климковки за плотиной. Именно доменная фабрика с ее выразительным технологизированным силуэтом формировала колоритную специфику промышленного ландшафта завода и поселения вокруг него.Подача руды для засыпки ее в шахту доменной печи выполнялась по длинной эстакаде -колошниковому мосту. Площадка, располагавшаяся непосредственно над колошником домны, имела форму сооружения с двускатной крышей. Она была установлена на легком металлическом каркасе, состоящем из стоек круглого сечения и горизонтальных балок, стянутых между собой по диагонали муфтированными струнами. Диаметр стоек заужался в зависимости от высоты установки определенных звеньев. Пространственный модуль рамы каркаса задавался шагом стоек и был связан с телом домны. Звенья колонн сращивались по высоте при помощи круглых фланцев болтовыми соединениями. Детали каркаса были отлиты из чугуна, что считалось тогда экономичной конструктивной особенностью сооружения, обусловленной дешевизной местного литья. Следует отметить эстетику технической обработки конструктивных элементов рамы каркаса. Стойки имели граненые цокольные утолщения — базы и капители с полками для крепления горизонтальных двутавровых балок верхнего уровня. Высокая ножка балки имела круглые отверстия, облегчавшие ее массу и придававшие ажурность конструкции. На стыках с капителями имелись консольные выпуски, удерживавшие каркас сооружения над колошниковой площадкой.

После закрытия завода в 1934 году печь долгое время находилась в исправном техническом состоянии на консервации и была разобрана только в 1955 году. До недавнего времени сохранялся ее поддон и лещадная подготовка».

Добавлю информацию с официального сайта завода bhmz.ru: «Завод участвовал в Казанской научно-промышленной выставке 1890 г., где имел свой стенд с экспонатами, демонстрирующими последние достижения в области металлургии и стали. Кроме того, на выставке в Казани были представлены изделия отдельных рабочих-умельцев.На Всероссийской промышленной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде был выставлен стенд Холуницкого округа, где ведущее место было отведено продукции Белохолуницкого завода.

Фото из Белохолуницкого музея.

В XIX веке искусство плавки в доменной печи являлось «секретом» мастеров, передавалось из поколения в поколение. Научно обоснованного процесса доменной плавки не существовало. Одним из первых русских инженеров-металлургов, посвятивших себя изучению доменных процессов, был Михаил Александрович Павлов (1863-1958), будущий известный советский учёный, академик, Герой Труда и лауреат Государственных премий СССР. Более 10 лет (1885-1896) он работал на заводах Вятского горного округа.

После смерти А. Ф. Поклевского-Козелл Холуницкие заводы перешли во владение его младшему сыну Ивану, который с присущей ему легкомысленностью, проиграл оборотные средства заводов, тем самым лишив их возможности приобретать руду, уголь и хлеб, выплачивать зарплату.

В 1902 г. Иван Поклевский был объявлен несостоятельным должником, а заводы перешли в ведение специального конкурсного управления.

Производство было остановлено, а рабочие остались без средств существования.

Доведённые до отчаяния, 4 ноября 1902 г. рабочие послали телеграмму на имя императора Николая II с просьбой о запуске заводов. Такая же телеграмма была направлена в адрес семьи старшего брата Ивана — Викентия Поклевского.

Викентий Поклевский выделил из своих средств 25 тысяч рублей. Царское правительство 1 февраля разрешило выдачу ссуды на пуск заводов в размере 600 тысяч рублей. С получением необходимых оборотных средств в марте 1903 г. работа заводов была возобновлена. Между тем хозяйственное положение Холуницких заводов не улучшалось. Техническая отсталость заводов, общее падение цен на железо, острая конкуренция ухудшили экономическую ситуацию и привели к вопросу о дальнейшей судьбе Холуницких заводов. Выдвигались предложения о продаже заводов частным лицам или о приобретении их казной. Оба эти проекта не были осуществлены, так как требовали вложения огромных капиталов (до 6 миллионов рублей).

Кроме того, из-за отсутствия более совершенных путей сообщения продукция заводов могла реализовываться только раз в год — сплавом во время весеннего паводка, а это также требовало больших оборотных средств. 16 сентября 1909 г. управляющий объявил рабочим о закрытии заводов. Сразу же после закрытия заводов рабочие обратились к вятскому губернатору о передаче им заводов на артельных началах, но получили отказ.

Лишь в 1914 г. казна приобрела заводы, которые были законсервированы. Новое направление деятельности заводов дало Вятское земство, решив организовать на них производство сельскохозяйственного инвентаря. 16 января 1916 г. земство арендовало у казны Климковский, Белохолуницкий и Чернохолуницкий заводы. В августе того же года начались восстановительные работы и организация нового производства. Весной 1917 г. на Белохолуницком заводе состоялся выпуск первых плугов, а к концу года их было выработано около 5200 штук.

В 1918 г. Холуницкие заводы были национализированы и переданы в ведение Вятского губернского совета народного хозяйства. Основной продукцией завода вплоть до Великой Отечественной войны стали сельскохозяйственные машины.

В августе-сентябре 1941 г. из Никополя Днепропетровской области в Белую Холуницу был эвакуирован завод подъёмно-транспортного оборудования.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1941 г. Белохолуницкий завод сельскохозяйственного машиностроения был передан из системы Наркомата местной промышленности РСФСР в систему Наркомата тяжелого машиностроения СССР. Объединённый завод производил снаряды для противотанковых и зенитных орудий. Также было начато развёртывание выпуска подъёмно-транспортного оборудования. В конце 1941 г. были выпущены первые 27 стационарных транспортёров, элеваторов и шнеков. В 1945 г. заводом было выпущено 476 транспортёров, 148 шнеков, 152 элеватора.

В послевоенный период потребность в подъёмно-транспортных машинах значительно возросла. Они были крайне необходимы для восстановления разрушенных фашистами предприятий, строительства новых фабрик и заводов, шахт, металлургических заводов и электростанций, сооружения каналов и каскадов крупных гидроэлектростанций на Волге и Днепре. Машины с маркой Белохолуницкого завода нашли применение в чёрной и цветной металлургии, в химической и деревообрабатывающей промышленности, в цементном производстве, в речном и морском портовом хозяйстве. Одновременно велась подготовка к выпуску конвейеров для горнорудной промышленности.

В 1950-е годы завод перешёл на освоение внешних рынков. В годы монополии внешней торговли государство было главным заказчиком завода, поэтому потребителями продукции завода стали страны социалистического содружества и развивающиеся страны. Белохолуницкий завод в те годы внёс весомый вклад в укрепление экономики развивающихся стран. Примеров тому множество. Так, в 1950-е годы Индия начала строительство 3-х металлургических заводов, два из которых строились западногерманской и английской фирмами, третий завод сооружался Советским Союзом. В 1956 г. Белохолуницкий завод получил задание правительства поставить на Бхилайский металлургический комбинат около 200 машин непрерывного транспорта (стационарные и передвижные ленточные конвейеры, элеваторы, шнеки, питатели). Поставка экспортного оборудования стала настоящим техническим экзаменом для коллектива завода. Требовалось изготовить машины, которые могли работать в условиях влажного тропического климата. Конечно, опыта в изготовлении таких машин у завода ещё не было. Были разработаны необходимые технологические процессы, рабочие чертежи. Также был создан специальный участок со всем необходимым оборудованием для проведения сборочных и отделочных работ.

С середины 1957 г. коллектив завода приступил к выполнению задания, и в течение 1958 г. для Бхилайского завода было изготовлено 134 единицы оборудования. Полученный бесценный опыт позволил закрепить экспортные позиции: за период с 1957 по 1962 год была изготовлена 621 единица подъёмно-транспортного оборудования, в том числе 258 единиц для стран с тропическим климатом. Индия на долгий срок стала деловым партнёром Советского Союза. Белохолуницкий завод изготовил и поставил ленточные конвейеры для ТЭЦ Нейвели, Патрату, Корба, Обра, а также для завода горно-шахтного оборудования в Дургапуре. Кроме того, в 1961 г. для ТЭЦ Нейвели завод изготовил 4 специальные барабанные сбрасывающие тележки весом 11 тонн каждая.

Машины Белохолуницкого завода работали и на строительстве высотной Асуанской плотины на реке Нил, и на коксохимических заводах Хелуана в Египте.

За 20 лет (1966-1986) Белохолуницкий машиностроительный завод экспортировал зарубежным заказчикам 1508 конвейеров и 105 элеваторов. Подъёмно-транспортное оборудование с заводской маркой теперь можно было встретить в Гане, Гвинейской Республике, Египте, Индии, Индонезии, Иране, Ираке, Йемене, Марокко, Мали, Нигерии, Пакистане, Турции, Финляндии и Цейлоне.

За достижение высоких производственных показателей Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 июля 1964 г. завод был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Коллектив завода многократно выходил победителем во всесоюзных соревнованиях. Свидетельством тому являются два Красных Знамени — министерское и областное, переданные заводу на вечное хранение. На заводе выросло не одно поколение высококвалифицированных рабочих и специалистов, которые могут составить честь любому машиностроительному предприятию страны. Более тысячи машиностроителей были удостоены государственных наград.

Плотина сегодня. Фото с drive2.ru.

Как градообразующее предприятие, завод возвёл в городе три жилых микрорайона благоустроенных домов, построил среднюю школу на 1200 учащихся, 3 детских сада, загородный лагерь для детей, Дом культуры, стадион, спорткомплекс. На заводе имеется хорошо оборудованный медицинский пункт.

В начале 1990-х годов завод из государственного предприятия был реорганизован в акционерное общество открытого типа».

На этом прощаюсь. Жду ваших комментариев и страх-новых фотографий.

Ольга Костылева.

Фото: kirov-region, archidesignfrom.ru, bhmz.ru, drive2.ru.

Использованы материалы: Павлов М. А. Воспоминания металлурга. — Киров, 1992., archidesignfrom.ru, bhmz.ru.

Нашли ошибку в статье?
Выделите текст и нажмите
Ctrl+Enter, чтобы рассказать нам
Adblock
detector